Безопасность труда напрямую влияет на здоровье и благополучие работников, продуктивность и эффективность работы и косвенно — на финансовые результаты компании. У малого и среднего бизнеса обычно небольшой штат и ограниченные бюджеты, поэтому про охрану труда не всегда помнят — до первой проверки или серьезной травмы сотрудника. В статье рассказываем, как внедрить безопасность труда и избежать травматизма и штрафов.

28 февраля 2023
Наталья Владимирова

Зачем нужна безопасность труда

Если вы владеете или управляете компанией, то вне зависимости от ее размера обеспечение безопасности и здоровья должно быть у вас в приоритете. И вот почему:

  1. Защита сотрудников
    Безопасные условия труда позволяют предотвратить травмы, профессиональные и другие заболевания. Как следствие, вы убережете здоровье сотрудников от рисков, производственный процесс — от срывов и поддержите атмосферу доверия в команде.
  2. Снижение рисков для оборудования
    Безопасность труда на производстве помогает снизить риски возникновения производственных аварий, которые могут привести не только к травмам работников, но и к повреждению оборудования и материалов, что, в свою очередь, влечет денежные издержки и потерю продуктивности.
  3. Соответствие законодательству
    И большие, и малые компании должны соблюдать законодательство, которое требует следовать определенным стандартам безопасности на рабочем месте. Несоблюдение этих стандартов может привести к штрафам, судебным искам и другим юридическим последствиям.
  4. Повышение продуктивности
    Когда работники чувствуют себя безопасно и знают, что их здоровье и благополучие защищено, они более продуктивны и могут сосредоточиться на выполнении своих задач. Это ускоряет процесс производства и способствует снижению текучести персонала.
  5. Улучшение репутации компании
    Когда компания заботится о безопасности своих работников, это улучшает ее репутацию среди потенциальных сотрудников, клиентов, инвесторов и партнеров.

Касается каждого

Для малых и средних предприятий не предусмотрено никаких упрощенных требований по обеспечению безопасности труда, которые отличались бы от требований к крупным компаниям. Общие обязанности для всех работодателей, включая тех, у кого всего один наемный сотрудник, установлены в Х разделе Трудового кодекса (ст. 214 ТК РФ).

Но есть одно небольшое послабление: на предприятиях с численностью до 50 человек разрешено не создавать службу охраны труда и не держать в штате специалиста (ст. 223 ТК РФ). Обязанности по обеспечению безопасности ложатся тогда на работодателя, то есть владельца бизнеса, либо их можно отдать на аутсорс.

Работодатель обязан:

  • обеспечивать безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
  • разрабатывать инструкции по ОТ для каждой должности, проводить обучение и инструктажи для персонала;
  • информировать работников о нормативных требованиях, а также условиях труда на их рабочих местах;
  • страховать сотрудников от несчастных случаев;
  • организовывать медосмотры для работников;
  • выдавать средства индивидуальной защиты, а также молоко за вредность;
  • проводить расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, микротравм работников.

Что такое «молоко за вредность»?

Это вовсе не фигура речи, а реальное требование законодательства РФ, закрепленное в статье 222 Трудового кодекса: на работах с вредными условиями труда работникам выдается бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Вредные работы указаны в специальном Перечне.

Пошаговая инструкция по созданию системы охраны труда

Владельцу или руководителю бизнеса нужно будет пройти через несколько процедур. Это, конечно, довольно скучно и времязатратно, но большинство шагов достаточно сделать один раз.

  1. Решить, кто будет заниматься охраной труда на предприятии: назначить специалиста, отдать эту работу на аутсорсинг или поручить эту обязанность руководителю. Назначение обязательно закрепить приказом.
  2. Обучить руководителя или специалиста по охране труда, чтобы они могли проводить инструктажи и проверять знания по охране труда у других работников.
  3. Распределить ответственность в сфере охраны труда и разработать Положение о системе управления охраной труда.
  4. Составить реестр нормативных правовых актов, связанных с охраной труда, и обновлять его регулярно, чтобы он был доступен всем работникам.
  5. Провести специальную оценку условий труда и профессиональных рисков на рабочих местах. На основе этой оценки нужно утвердить списки работ с повышенными требованиями безопасности, перечень профессий и видов деятельности, где нужно выдавать средства индивидуальной защиты и смывающие средства, а также список должностей и видов работ, где нужно проводить обучение по ОТ, категории работников, подлежащих медосмотру, и так далее. Также нужно на каждую должность в штате составить инструкцию по охране труда.
  6. Закупить и выдать сертифицированные средства индивидуальной защиты.
  7. Разработать инструкции по охране труда, порядок выполнения работ повышенной опасности, положение по работе с подрядчиками (если они есть).
  8. Организовать работу по медосмотрам и расследованию несчастных случаев, профзаболеваний и микротравм.

После того как процесс налажен, вам остается только его поддерживать: выполнять планы мероприятий, актуализировать документы (у всех них разный срок хранения).

Какие документы должны обязательно храниться на предприятии (минимальный пакет)

  1. Приказ о распределении ответственности по охране труда и назначении ответственных.
  2. Положение о системе управления охраной труда.
  3. Программы инструктажей и журналы для регистрации результатов.
  4. График обучения ответственных лиц.
  5. Инструкции по охране труда на каждую должность в штате.
  6. Планы мероприятий по охране труда, включая обеспечение средствами индивидуальной защиты, проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР).
  7. Результаты аудитов и проверок по охране труда.
  8. Результаты ОПР и СОУТ.
  9. Документы по медосмотрам.
  10. Реестр нормативных правовых актов по охране труда, доступный всем работникам.
  11. Эксплуатационная и проектная документация на здания и сооружения, сертификаты на средства индивидуальной защиты.

К этому перечню может добавиться еще множество позиций: чем более опасное у вас производство, тем больше документов нужно.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter