Сложно представить ресторан, кафе, спортзал или салон красоты без музыки, однако далеко не все предприниматели знают, что за ее использование нужно платить. В этом материале разбираемся, какие существуют способы легального использования музыки в коммерческих помещениях, как заключить контракт с музыкальным сервисом (и избежать претензий от РАО или ВОИС) и где взять бесплатную музыку, если бюджет ограничен.

13 июля
Юлия Бинат

Воспроизводимые в ресторанах, барах, клубах, фитнес-залах и других заведениях фонограммы защищены авторским правом (тексты песен и музыка), а также смежным правом (запись), а значит, находятся под правовой защитой. Важно помнить, что нельзя использовать произведение без согласия автора, ведь песня — результат его интеллектуальной деятельности и извлекать выгоду от ее использования может только он сам (ст. 1229 ГК РФ, п. 1 ст. 1326 ГК РФ) или те, с кем автор заключил договор в письменном виде. Также обстоит дело и с фонограммой — здесь речь идет о защите смежных прав, имеющихся у исполнителя и звукозаписывающего лейбла (ст. 1322 ГК РФ). В сумме получаются «200% прав», которые предприниматель, сам того не зная, может легко нарушить. 

Необходимо помнить, что авторы, лейблы или исполнители имеют право на вознаграждение за публичное прослушивание или исполнение их песен в публичных местах (то есть когда музыка проигрывается в месте, свободном для посещения, где находится много людей, не принадлежащих к обычному кругу семьи, — пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Также нужно очищать авторские права в случае, если в кафе есть живая музыка, когда музыканты исполняют не свои песни.

Таким образом, включая плейлист с песнями в месте ведения бизнеса, предприниматель использует музыку в коммерческих целях, поэтому должен платить правообладателям, чтобы не нарушать авторские или смежные права, либо получить разрешение на ее использование.

Кто может проверить предпринимателя?

Если предприниматель использует музыкальные произведения в помещениях, где ведется торговля или оказываются услуги, без заключения лицензионного договора с музыкальным сервисом либо обществами по коллективному управлению правами или же без самостоятельной очистки прав, то результат будет один: рано или поздно к бизнесмену предъявят претензии за нарушение закона об авторских и смежных правах.

Кто может проверить предпринимателя? Одна из следующих общественных организаций:

— общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) — осуществляет управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю (то есть передачи по радио и телевидению, включая интернет-радио и ТВ) и защищает авторские права;

— общероссийская общественная организация «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (ВОИС). Она осуществляет права исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (защищает смежные права).

Государство наделило РАО и ВОИС правом (государственной аккредитацией) собирать вознаграждение с заведений в пользу любых авторов и исполнителей, включая зарубежных. При этом сами авторы и исполнители могут даже не знать о том, что РАО или ВОИС собирают деньги в их пользу — общества по коллективному управлению, однако, обязаны найти их и заплатить, оставив себе комиссию. Впрочем, есть те, кто считает комиссию и тарифы этих обществ значительными и потому уже изъял свои произведения из реестров РАО и ВОИС (например, Илья Резник или Леонид Агутин). В этом случае на проигрывание музыки в кафе нужно заключать только прямые договоры с представителями исполнителей. Как правило, их контакты указаны на официальных сайтах или ими могут поделиться все в тех же обществах по письменному запросу.

Что будет, если нарушить авторские и смежные права?

За нарушение авторских прав установлено три вида ответственности:

— гражданско-правовая (ст. 1253 ГК РФ);

— административная по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ (1,5–2 тыс. руб. на граждан, 1–20 тыс. руб. на должностных лиц, 30–40 тыс. руб. на юридических лиц);

— уголовная ответственность по п. 2 и 3 ст. 146 УК РФ (штраф до 200 тыс. руб., обязательные работы до 480 часов, исправительные работы до двух лет, лишение свободы до двух лет).

Под видом посетителя в заведение в любой момент может прийти инспектор РАО или ВОИС и сделать заказ, одновременно включая видеофиксацию. Затем он делает расшифровку видео (какие композиции попали на запись), составляет акт контрольного прослушивания записи, служебную записку, где указывает, что треки находятся в репертуаре общества. На основании этих данных РАО или ВОИС предъявляют претензии к предпринимателю: 20 тыс. руб. за каждое нарушение и обязательство заключить договор. 

В случае отказа подают иск, требуя в среднем порядка полумиллиона рублей. Как правило, РАО или ВОИС выигрывают около 100–200 тыс. руб. и больше. Согласно ГК РФ, минимальный размер компенсации за каждое нарушение — от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. Суды почти всегда уменьшают размер компенсации в несколько раз, но почти никогда не назначают ниже минимальной планки. 

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав применяется реже, как правило при крупных размерах причиненного вреда. Именно такой пример — дело №А11-6923/2014. Предприниматель осуществлял прокат трех 5D-фильмов на арендованной им площади. Правообладатель «Каскад фильм» в этом деле добился привлечения бизнесмена к уголовной ответственности по ч. 3 статьи 146 Уголовного кодекса РФ за нарушение авторских прав и взыскал 739,5 тыс. руб. компенсации.

Еще один неприятный момент связан с тем, что полиция может изъять музыкальное оборудование у ресторана: забрать колонки, микшеры, микрофоны, диджейский пульт или компьютеры, с которых воспроизводилась музыка. По сравнению со штрафами на несколько десятков тысяч рублей оборудование может стоить сотни тысяч рублей, а то и миллионы. Также не стоит забывать, что привлечение к административной или уголовной ответственности не может исключить гражданско-правовую, что грозит бизнесу двойным грузом ответственности.

Где взять музыку для публичного использования?

Одно из самых больших заблуждений, с которым можно столкнуться на практике, связано с тем, что в заведении включают музыку из личных плейлистов, музыкальных сервисов Apple Music, «СберЗвук», Spotify, «Яндекс.Музыка» и так далее, хотя подписки в них также не предназначены для публичного использования. И даже имеющаяся в кафе радиоточка не решит проблему: разрешение на публичное транслирование предпринимателю никто не давал. Аналогичная ситуация с включением в помещении музыкального телеканала.

Как же поступить, ведь бизнесмен не может оставить посетителей без музыки? Рассмотрим несколько вариантов того, как легально использовать музыку в публичных помещениях. 

Можно заключить договор с РАО или ВОИС. Как мы уже упоминали, эти две общественные организации защищают авторские и смежные права правообладателей, список которых есть у них на сайте. Поэтому, чтобы законно прослушивать в кафе композиции из списка, можно заключить договор — его стоимость зависит от площади или количества посадочных мест. Предприниматель может обратиться в территориальное представительство РАО или ВОИС, где ему просчитают ежемесячную оплату. Узнать адрес регионального отделения или ознакомиться с формой договора, а также ставками можно на официальных сайтах РАО и ВОИС. При этом предпринимателю придется ежемесячно отчитываться в организации, какие треки он включал в течение месяца, чтобы рассчитывать суммы вознаграждений для правообладателей.

Более бюджетный вариант — обратиться к компании-посреднику. Сейчас на рынке функционируют сервисы, которые сами отслеживают, какие треки крутились в заведении, однако их список треков значительно меньше государственных. Они предложат несколько тарифов на выбор, цена вопроса варьируется в пределах 500–900 руб. в месяц. В эту сумму включено как отслеживание треков, так и вознаграждение авторам. Но есть нюанс: поскольку у библиотеки с треками компаний-посредников небольшие, оплачен будет далеко не весь трек-лист, использующийся в заведении. Существуют и более специализированные сервисы, например FONMIX. Эти компании за отдельную плату позволят сформировать плейлист для заведения в зависимости от вида и тематики, а также сами отправят отчетность в РАО или ВОИС.

К сожалению, этот вариант не дает стопроцентной защиты от претензий правообладателей или обществ по коллективному управлению правами. Некоторые сервисы могут иметь недостаточный объем прав или вовсе не иметь договоров с правообладателями. В других случаях они могут договориться с правообладателем напрямую, но не поставить в известность РАО или ВОИС о своей деятельности. При проверке РАО и ВОИС может обнаружить, что бизнесмен работает через посредников и платит за проигрывание музыки в кафе вовсе не авторскому сообществу, возникнут споры.

Еще один вариант, более трудоемкий, но надежный, — очистить права на музыку самостоятельно. Для этого придется определиться с плейлистом и нанять юриста по IP-law. Например, так поступают крупные сети общепита («Макдональдс») или сетевые ритейлеры (свое радио с музыкой есть у «Ашана», «Пятерочек» и так далее).

Наконец, еще более бюджетно — заключить договор со стриминговым сервисом, но использовать можно будет только их плейлисты. РАО или ВОИС предъявят свои претензии, если в кафе будут крутиться те же треки, что и в сервисе, но воспроизводиться с личного диска — на контрольной записи это будет легко выявить по отсутствию музыкальных отбивок между композициями. Именно фирменные отбивки, как аналог водяного знака на фотографии, доказывают, что музыка воспроизводится из легального источника и права на нее очищены.

Бесплатная музыка — миф или реальность?

Если заведение не может изыскать в своем бюджете средства на оплату договоров с правообладателями, РАО, ВОИС или музыкальными сервисами, остается несколько вариантов, где взять музыку для кафе бесплатно. Правда, здесь есть свои подводные камни.

Один из вариантов — сформировать плейлист из треков с открытой лицензией (пометка Creative Commons). Открытая лицензия позволяет свободно и бесплатно включать трек даже в публичном месте в коммерческих целях. Например, такие треки можно искать на сайтах-библиотеках (SoundCloud). Но и здесь нужно быть осторожными: некоторые авторы отзывают свои произведения и начинают распространять их обычным способом, а не по открытым договорам (к которым в том числе относится Creative Commons: начинаешь пользоваться — следовательно, обязуешься соблюдать условия договора), и треки все равно могут попасть в базы РАО и ВОИС. Эту информацию придется дополнительно проверять самостоятельно, а при проверке доказывать, что трек распространяется по открытой лицензии, показывать, откуда взята композиция, и так далее.

Можно ставить старую музыку, ведь авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Вот только определенные лейблы могут сделать свежую запись, смежные права на которую будут охраняться, и в этом случае использовать бесплатно уже не выйдет. Например, несколько лет назад РАО и ВОИС пытались запретить ЗАГСам играть марш Мендельсона, так как популярная аранжировка сделана достаточно недавно. В итоге один из региональных ансамблей сделал свою запись и предложил всем ЗАГСам страны использовать ее бесплатно.

Можно попросить разрешение у правообладателя напрямую (иногда это даже бесплатно). Если у вас есть письменное подтверждение того, что автор передал вам право на исполнение композиции, можете включать ее в помещении и не бояться проверок. Сотрудничество подобного рода может быть даже взаимовыгодным, если вы найдете молодых и талантливых музыкантов. 

Наконец, есть бесплатные сервисы, которые способны генерировать музыку на заказ — если предпринимателю не нужно, чтобы в помещении звучали только известные хиты, а важно, чтобы был какой-то приятный фон. Музыку «по заказу» пишет искусственный интеллект, например как у сервиса Amper Music. Чтобы программа сочинила для вас композицию, надо лишь задать ряд параметров: длительность трека, жанр, настроение и бит, потом при желании что-то подкорректировать — и готово, можно использовать (по крайней мере, пока в нашей стране не примут закон, защищающий авторские права искусственного интеллекта на созданный им контент).

Подводя итоги: предпринимателю доступны и платные варианты по самым разным ценникам, и бесплатные. Используя один из них, можно существенно снизить риски для компании, сохранив при этом качество сервиса в своих заведениях.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter