Нематериальный актив
О том, что красота – это актив, который можно монетизировать, знают все. Несколько лет назад американские ученые совместно с Procter & Gamble продемонстрировали взаимосвязь между наличием макияжа у женщин и их компетентностью, а также привлекательностью в восприятии окружающих. Все, наверное, видели эти фотографии «до и после» четырех типов: без косметики, просто ухоженное, свежее лицо, умеренный и яркий гламурный мейкап, рассказывает Елена Мельник, стилист, модный московский дизайнер, основатель российского бренда женской одежды +size Mono-Stil.
Эксперимент показал, что именно ухоженность и умеренность в облике формируют наибольшее доверие к его обладательнице и делают ее привлекательнее в глазах окружающих. От наличия макияжа на фотографии в резюме может зависеть стартовая зарплата. Например, брюнеткам без косметики предлагали, согласно исследованию американцев, годовой оклад почти на 3% выше, чем соискательницам с косметикой, а также рыжеволосым. Что касается цвета волос, то тут все еще печальнее: потенциальный оклад блондинок с макияжем был на 4% ниже.
«На то, как к женщинам относятся работодатели, влияет и вес, – продолжает Елена Мельник. По данным анализа, проведенного с 1986 по 2001 год на базе Панельного исследования динамики доходов США (PSID), с увеличением массы тела женщины на 1% ее доход снижается на 0,6 процентного пункта, а профессиональный престиж – на 0,4 процентного пункта в течение 13–15 лет. Также, по сведениям Университета Флориды, субтильные женщины с весом на 10–11 кг меньше нормы зарабатывали больше респонденток с обычным весом».
У мужчин, кстати, все ровно наоборот. Они дискриминации из-за веса подвергаются реже. Так, женщинам с ожирением отказывают в работе в 6,6% случаев (мужчинам – в 4,1% случаев). Не последнюю роль играет и гардероб, особенно в случае с женщинами, находящимися на руководящих постах. По результатам анкетирования более сотни студентов программы MBA Университета Флориды, провокационный образ (юбка выше колена и расстегнутая блузка) дамы топ-менеджера делает ее менее компетентной в глазах окружающих, снижая кредит доверия к ней.
С экспертом согласна и психотерапевт Марина Гринвальд. Она рассказывает, что недавно американское издание HBR провело исследование (Attractive People Get Unfair Advantages at Work. AI Can Help – «Привлекательные люди получают несправедливые преимущества на работе. Искусственный интеллект может помочь»). Согласно исследованию, действительно существует несправедливое преимущество привлекательной внешности перед обычной или непривлекательной. Работодатели при выборе между сотрудником с лишним весом и стройным практически всегда выбирают последних.
Похожая история с неформальным стилем одежды, татуировками, необычными стрижками и модификациями тела. При выборе из двух вариантов лидирует тот, кто считается более социально приемлемым. Исследования, проведенные совместно учеными из США и Чили, доказали, что непривлекательным людям сложнее устроиться на работу и их чаще увольняют. Эксперимент показал, что, по статистике, анкеты красивых людей получают на 36% больше откликов, нежели резюме с менее привлекательными фото.
Авторы журнала Harvard Business, основываясь на своем анализе, вывели закономерность: люди с привлекательной внешностью получают зарплату на 10–15% выше, нежели коллеги с такими же обязанностями, но менее привлекательным внешним видом.
Проблема дискриминации по внешности, или лукизм, впервые упоминается в 1978 году в газете The Washington Post. «Отталкиваясь от культурного кода, а именно образов героев кино, представителей эстрады и шоу-бизнеса, в обществе формируется устойчивое представление о том, что внешняя красота идет в паре с успехом и богатством», – говорит Марина Гринвальд.
Красота спасет мир
Лукизм тесно связан с другими видами притеснений – к примеру, дискриминацией по возрасту, весу, цвету кожи и многому другому.
В России изучением влияния внешности на успехи в карьере тоже занимаются. В начале 2024 года сервис по поиску работы Superjob опубликовал результаты опроса, и оказалось, что большинство российских работодателей и соискателей считают: хорошая внешность помогает людям в трудоустройстве и карьере, говорит Борис Богоутдинов, управляющий партнер «Консалтинговой компании «2Б Диалог». Такую позицию поддержали 69% работодателей и 64% экономически активных граждан. При этом люди старше 34 лет соглашались с ней чаще: о наличии лукизма говорят 66% респондентов старше 34 лет и 62% респондентов моложе этого возраста. Эксперт добавляет, что по сравнению с 2009 годом количество сотрудников, которые придерживаются этой точки зрения, снизилось сразу на 30 процентных пунктов – с 94 до 64%. Среди работодателей количество тех, кто разделяет мнение о важности красоты, также уменьшилось на 13 процентных пунктов – с 82 до 69%.
Несмотря на эти данные, лукизм прижился в российских компаниях. К примеру, не так давно прогремел скандал, связанный с сотрудницами одной авиакомпании, чей размер в одежде оказался чуть больше того, что установил перевозчик, говорит Елена Мельник: «Перевозчик аргументировал претензию так: каждый лишний килограмм стюардессы, которой необходима форма, приводит к ежегодным дополнительным расходам. Звучит логично, но при этом у тех же бортпроводниц из зарплаты ежемесячно удерживали по несколько тысяч рублей. Разумеется, суд в итоге встал на сторону стюардесс».
Причины дискриминации по внешности кроются в самой психике человека. По словам карьерного консультанта, руководителя практики «Финансовые институты» Оксаны Семеновой, работодатели считают привлекательных сотрудников более успешными и надежными. Например, люди с привлекательной внешностью могут казаться более уверенными в себе, что положительно влияет на их репутацию и карьеру.
«Как работает красота и как помогает в жизни, я впервые заметила во время получения второго высшего образования, – приводит пример из жизни Татьяна Федорова, руководитель компании по подготовке специалистов «Академия спец». – На моем курсе училась очень красивая женщина – прекрасно одетая, очень ухоженная, с великолепной осанкой и походкой, с чудесными волосами. Она вдохновляла! Эта однокурсница окончила институт с красным дипломом. На всех экзаменах она получала пятерки, и не всегда заслуженно. Просто каждому преподавателю было приятно находиться рядом с ней, быть сопричастным такой красоте – и они ставили ей высший балл».
Психика человека состоит из стереотипов, наш мозг в потоке информации хватается за них, чтобы рационализировать, объяснить и упростить сложные явления вокруг, минимизируя затраты на умственную деятельность. Соответственно, веками выработано убеждение, что есть прямая зависимость между тем, как человек выглядит, и тем, как он относится к делу. Считается, что вкладывающая в себя (стиль, ухоженные лицо, волосы, ногти и прочее) женщина (как и мужчина) столь же ответственно подходит и к работе.
Варианты нормы
Внешность может быть важным фактором в некоторых профессиях, где общение с клиентами или коллегами является приоритетным. Например, в сфере услуг, бьюти-индустрии, HoReCa, fashion. Внешность может повлиять на восприятие клиента и его удовлетворенность сервисом. Также «фасад» может играть ключевую роль в профессиях, связанных с рекламой, моделингом, кино и телевидением, где привлекательные люди имеют больше шансов на успех.
«В моей практике был случай, когда успешный кандидат, профессионал в своем деле, проходил интервью на позицию заместителя председателя правления одного хорошего банка и не смог пройти отбор из-за своей внешности и, в частности, неряшливой прически, – комментирует Оксана Семенова. – Несмотря на то что я очень аккуратно обсуждала с ним эту тему, кандидат считал, что все с ним в порядке и он и так идеален. Также был случай, когда на роль директора по маркетингу банка проходила собеседование кандидатка не из банковской отрасли, которая была вся в татуировках, в особенности на руках. Со стороны банка было пожелание предупредить соискательницу надеть закрытую одежду, чтобы не вызывать повышенного интереса и чтобы в отношении нее не делались противоречивые выводы. В итоге соискательница была успешно трудоустроена».
С Оксаной Семеновой согласен и Борис Богоутдинов. По его словам, внешние данные важны для сотрудников, которые постоянно общаются с клиентами, партнерами, представителями государственных органов. Это специалисты в области консалтинга, менеджеры по продажам, маркетологи, PR- и GR-специалисты, организаторы мероприятий. При трудоустройстве на такие вакансии и при построении карьеры внешняя привлекательность важна, но не становится решающим фактором. Скорее, это один из критериев наряду с профессиональными знаниями и лидерскими качествами. Внешние данные также важны для секретарей и личных помощников руководителей, администраторов, бортпроводников, официантов. Они лицо компании, поскольку постоянно общаются с клиентами и партнерами. Наиболее важную роль внешность играет в карьере актеров, певцов и телеведущих.
Но сегодня в мире делается ставка на толерантность к внешности и бодипозитив. Самые высокие подиумы мира покоряют нестандартные модели. «С одной стороны, мы за бодипозитив, с другой – человек остается человеком и хочет видеть красивую картинку. Даже +size с точки зрения рекламы должен быть эстетичным, – считает Елена Мельник. – Правда жизни, не соответствующая нашему восприятию прекрасного, отталкивает. Причем такая реакция возникает больше не у тех, кто находится в стандартном весе, а у людей в «плюсе». Им мало баланса. На подиумы выходят модели с синдромом Дауна, витилиго, инвалиды-колясочники, а также альбиносы и другие. С ними с удовольствием сотрудничает множество брендов. То, что раньше в лучшем случае игнорировалось, сегодня считается вариантом нормы. Но эта норма все равно должна быть эстетичной.
В рекламном бизнесе все чаще используются образы самых обычных людей, реальные лица, потому что «продают» не красоту, а смыслы и ценности, продолжает мысль Татьяна Федорова.
На первое место даже в моделинге, не говоря уже о других профессиях, выходят такие качества, как профессионализм, умение общаться с коллегами и клиентами, обучаемость и адаптивность. Таким образом, «премия за красоту» не является непоколебимым законом успеха.
Интересно, что помимо «премии за красоту» существует и «премия за некрасивость». Во всяком случае, к такому выводу пришли экономисты из Технологического университета Квинсленда (США). Они разработали градацию привлекательности с помощью фокус-групп и сравнили гонорары за публичные выступления ученых, специализирующихся на социальных науках, и ученых из сферы естественных наук. Оказалось, что докладчики-социологи получают «премию за красоту» в полном соответствии со стереотипом «чем красивее, тем умнее». Но вот ученые-естествоиспытатели, наоборот, выигрывают от непривлекательности: снижение привлекательности лица на одну единицу увеличивает их минимальную плату за выступление на 19%.
Фото обложки: Shutterstock.AI/FOTODOM