Какая от вас польза, оратор?
Первое, что специалисты по искусству речи советуют сделать при подготовке к выступлению, – определить его цель. Что вы хотите донести до людей? На какую ответную реакцию рассчитываете? Почему их должна заинтересовать предложенная тема? «Если вы готовите выступление, не думая про аудиторию, вы его провалите. Сконцентрируйтесь на том, чем вы можете быть полезны слушателям, что можете дать им нового или принципиально важного», – объясняет основатель Школы речи и ораторского искусства #1 Елена Ласкавая. С ней согласен и основатель школы ораторского искусства «Культура речи» Александр Эпштейн: «Ваше выступление должно помочь аудитории решить какую-то проблему, актуальную для нее. Вы должны найти то, что задевает людей за живое, и предложить решение».
Пишите речь для уха
Следующий шаг – работа с текстом. Продумайте структуру выступления.
Обычно публичная речь состоит из трех частей: завязки (введения), главной части и развязки (заключения). Сначала оратор обозначает проблему – то, о чем собирается говорить и для чего. В основной части он развивает свою мысль, при необходимости подкрепляя аргументы различными фактами, цитатами экспертов. В финале – подводит итоги (можно перечислить основные тезисы выступления) и формулирует вывод.
Нужно стремиться к информативности, но не впадать в многословие и излишнюю детализацию. Основатель Московской школы ораторов Евгений Жагалтаев обращает внимание на то, что в случае с публичным выступлением надо писать текст «для уха, а не для глаза». В таком тексте, например, употребляют меньше прилагательных и больше глаголов, не используют сложные синтаксические конструкции. Главное правило: одно предложение – одна мысль. Лучше чередовать уже знакомую слушателям информацию с новой, сложные для понимания вещи с простыми.
Разнообразить выступление помогут различные художественные элементы, такие как метафоры, сравнения, аллегории (иносказания), антитезы (противопоставления). Отличный прием – включить в текст интересные истории, будь то зарисовки из частной жизни или эпизоды из биографии знаменитых людей. Они, по словам Елены Ласкавой, выполняют функцию разрядки для мозга слушателей. Только не переусердствуйте: десятиминутную речь можно разбавить двумя историями, не более. Можно заменить их притчами или короткими анекдотами. Но все они должны быть уместны и так или иначе работать на ваш замысел.
Что в голосе тебе моем?
Даже выдающийся текст не спасет оратора от провала, если он не сумеет его правильно подать. Едва ли не ключевую роль при восприятии слушателями публичной речи играют голос и дикция выступающего. Елена Ласкавая напоминает, что именно с техники речи начинал свой путь древнегреческий государственный деятель Демосфен. С треском провалив ораторский дебют, он стал усердно упражняться: набирал полный рот камешков и произносил речь, добиваясь, чтобы она была ясной и четкой; декламировал стихи, поднимаясь в гору; репетировал выступления на берегу моря, стараясь, чтобы его слова звучали громче, чем шум прибоя.
Вряд ли есть смысл идти по стопам легендарного грека – поставить себе голос самостоятельно, без работы со специалистами, практически невозможно. Но вы улучшите качество голоса, если откажетесь от диафрагмального дыхания в пользу брюшного и возьмете за правило делать вдох через нос. Развить дикцию помогут скороговорки.
Кроме того, стоит варьировать темп речи, громкость и высоту голоса в зависимости от логических акцентов.
В зеркалах правды нет
Евгений Жагалтаев говорит, что готовиться к выступлению нужно всегда, даже если это лишь тост на свадьбе.
Репетировать речь перед зеркалом не стоит, так как оно смещает объект внимания с условного зрителя на вас. На сцене, увидев людей вместо своего отражения, вы можете растеряться. Более удачная идея – оттачивать мастерство на друзьях и родственниках. Но подходит этот способ лишь тем, кто не склонен к повышенной тревожности и не зависит от чужого мнения.
«Если человек – отличник по жизни, перфекционист, то советы близких, данные даже из благих побуждений, могут смутить его, посеять неуверенность, задеть самолюбие. Такому типу людей лучше тренироваться в пустой комнате перед игрушками, рассаженными на стульях, представляя, что это живые люди», – советует Александр Эпштейн.
Важные мысли во время выступления подчеркивайте жестами, но жестикуляция должна быть умеренной. Следите за осанкой и позой: как минимум не сутультесь и не скрещивайте руки на груди.
Особое внимание при подготовке речи уделите завязке и концовке – сделайте их максимально яркими и выразительными, в том числе содержательно. И старайтесь быть по-настоящему искренним.
Что посмотреть:
- «Король говорит»,
- «Волк с Уолл-Стрит»,
- «У зеркала два лица»,
- «Темные времена»,
- «Вся королевская рать»,
- «Ларри Краун»,
- «Большие спорщики»
Трансформируй страх в действие
Репетиции не всегда помогают снизить волнение. «Люди, не имеющие опыта выступлений перед большой аудиторией, часто ассоциируют публичную речь с правильным ответом на уроке, который должен непременно понравиться. Однако в коммуникации никаких гарантий нет. Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется. Соответственно, человек тревожится, переживает, испытывает ощущение подавленности», – отмечает Александр Эпштейн.
Но преодолеть барьер страха все же можно, если понять, что как оратор вы никому не интересны, потому что каждому сидящему в зале интересен прежде всего он сам. «Все психически здоровые люди эгоцентричны. Они хотят, чтобы вы ими занимались, помогли сделать их жизнь лучше и понятнее. Тогда они будут к вам тянуться», – продолжает Александр Эпштейн.
Оказавшись перед аудиторией, помните, что вы здесь не потому, что стремитесь кому-то понравиться, а потому, что хотите донести свои мысли и презентовать продукт своего труда – публичное выступление. Сосредоточьтесь на том, как ваши слова действуют на слушателей. И вы сразу почувствуете себя свободней, потому что в этот момент ваши страхи трансформируются в энергию действия.
Что почитать?
- Дейл Карнеги, «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»
- Зинаида Савкова, «Искусство оратора»
- Игорь Родченко, «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления»
- Виктор Емельянов, «Развитие голоса»
- Борис Захава, «Мастерство актера и режиссера»
- Ивана Чаббак, «Мастерство актера: техника Чаббак»
- Ли ЛеФевер, «Искусство объяснять»
- Хайнц Леммерман, «Учебник риторики»
Когда за шпаргалку не отчитают
В первые 30-40 секунд люди обычно заняты тем, что рассматривают оратора, не слишком вникая в смысл его слов. Потратьте это время на то, чтобы разогреть аудиторию с помощью уместной шутки, репризы, неожиданного факта или комплимента. Установите зрительный контакт с людьми, переводя взгляд с одной части зала на другую, и затем поддерживайте его, пока не закончите говорить.
Захватите с собой шпаргалки – небольшие карточки с ключевыми словами, цитатами, фактами и тезисами выступления, и тогда вы не потеряете нить повествования, даже если кто-то вас прервет вопросом.
И хотя ваше выступление подготовлено и отрепетировано заранее, стремитесь к естественности. «Высший пилотаж оратора – создать иллюзию того, что ты вдохновенно импровизируешь, что твоя речь рождается здесь и сейчас», – подчеркивает Александр Эпштейн.
И вот вы произносите последнюю фразу и замолкаете в надежде, что впечатлили аудиторию. Если все получилось, вас можно поздравить. А если нет? Не отчаивайтесь: даже опытные ораторы не застрахованы от провалов. Вместо того чтобы винить слушателей или искать себе оправдания, займитесь анализом выступления. Здорово, если оно будет доступно в видео- или аудиозаписи – так проще понять, где вы допустили просчет.
Доверьтесь китайской мудрости, которая гласит, что поражение – не что иное, как мать успеха. С каждым новым выступлением будут расти ваши опыт и уверенность. И, возможно, уже в следующий раз вы сорвете заслуженные аплодисменты.
Где научиться
При желании вы всегда найдете в интернете видеоуроки с основами ораторского мастерства, упражнения по технике речи, комплексы разминок, которые делают дикторы перед эфиром. Что касается публичных выступлений, то Александр Эпштейн рекомендует слушать как можно больше разных ораторов. Ограничиваясь несколькими спикерами, вы можете начать им подражать вместо того, чтобы искать свой ораторский стиль.
Предпочтение отдавайте русскоязычным мастерам слова: вы связаны с ними общим контекстом, и вам легче будет понять, какие приемы они используют для воздействия на аудиторию.
Елена Ласкавая предлагает смотреть творческие вечера артистов. Практически все именитые актеры театра и кино блестяще владеют речью и голосом и при этом филигранно умеют удерживать внимание публики.
Фото обложки: Shutterstock/FOTODOM