У любого малого бизнеса есть название, будь то небольшой магазин одежды, студия веб-дизайна из трех человек или парикмахерская. Многие небольшие компании не спешат регистрировать свои названия в качестве брендов, потому что уверены, что вся суета с регистрацией не окупится. Есть несколько причин, по которым важно зарегистрировать бренд в России: вы можете не только защититься от подделок, но и завоевать доверие клиентов и партнеров и расширить рынок. Беспечное же отношение к регистрации может вас даже обанкротить.

30 декабря 2022
Наталья Владимирова

Получить монополию на собственное имя

Бренд, торговый знак и торговая марка — эти слова равнозначны по своему значению. В юридическом смысле бренд начинает свое существование в момент регистрации в Роспатенте. За два месяца 2022 года в Роспатент, по информации ведомства, было подано почти 15 тысяч заявок на товарные знаки, а в прошлом году их количество превысило 100 тысяч.

Если вы не зарегистрировали свое название, то может оказаться, что кто-то сделал это раньше вас. А значит, имеет полное право забрать у вас имя, запретив им пользоваться в судебном порядке. Вам придется заплатить штраф и провести полный ребрендинг: убрать название из рекламы и с вывесок, из интернета.

А еще есть патентные тролли. Такие люди специально регистрируют распространенные названия вроде «Росинка», «Елена», «Богатырь», а потом находят компании с такими именами и вымогают деньги, предлагая выкупить у них знак и угрожая судом.

Максимальный штраф за нарушение товарного знака по статье 1515 ГК РФ «Ответственность за незаконное использование товарного знака» составляет 5 млн рублей.

Однако если доказать, что тролль не использует знак по назначению, то есть ничего не производит и не продает, то штраф составит всего 25–100 тысяч рублей за формальное нарушение.

Сегодня троллей становится меньше, потому что суды находят на них управу. Но столкновение с ними все равно неприятно.

Гораздо неприятнее, если название зарегистрировано реальной компанией, ведущей бизнес. Возможно, вы никогда не столкнетесь, работая в разных регионах, но, если ваши пути пересекутся, ребрендинг практически неизбежен. А еще, возможно, и штраф, если коллеги-предприниматели настроены воинственно.

Единственное, что вас может спасти, — возможность договориться использовать бренд за лицензионные выплаты (например, 15 тысяч рублей в месяц).

Если же ваш бренд принадлежит только вам, вы можете спокойно вкладываться в его развитие и повышать его узнаваемость.

Выйти на маркетплейсы и в крупные торговые центры

Многие маркетплейсы, например Ozon и Wildberries, не работают с поставщиками без товарных знаков. Ведь если окажется, что название вашего товара зарегистрировано на кого-то еще, претензии будут предъявлять именно продавцу, то есть маркетплейсу.

Такие случаи были, и теперь вопрос о регистрации товарного знака или хотя бы отправленной в Роспатент заявки поднимается в самом начале работы с потенциальным поставщиком.

Если вы хотите продавать товар в крупном торговом центре и планируете разместить свою вывеску с названием на его фасаде, то у вас, скорее всего, попросят свидетельство о регистрации торгового знака либо хотя бы заявку. По той же причине торговый центр не хочет оказаться привлеченным судом к ответственности.

Получить доверие клиентов

Регистрация товарного знака действует 10 лет, и это уже о многом говорит: компания планирует жить долго или уже давно присутствует на рынке, это точно не однодневка. Таким компаниям важна их репутация, и многие покупатели и клиенты понимают это. Если они видят свидетельство на товарный знак на сайте либо знак ® рядом с названием, их доверие к вашим товарам и услугам повышается: символ ® можно использовать только вместе с уже зарегистрированным знаком.

Создать собственную франшизу

Франшиза — один из самых выгодных вариантов развития для многих видов бизнеса. Суть договора коммерческой концессии в том, что вы даете другим право работать под своим брендом. Но если официально бренда нет, то и продать это право не получится.

Кстати, в таком случае заключается только договор коммерческой концессии, если же вам предлагают купить франшизу по какому-то другому договору, задумайтесь — все ли тут «чисто». 

Если бренд не зарегистрирован, а договор концессии всё-таки заключен, то он нарушает статью ГК РФ 1027 и сделку признают недействительной.

Кстати, если ваш франчайзи ведет бизнес неподобающе, например выпускает некачественный продукт или вредит вашему имиджу, вы имеете полное право отозвать франшизу через Роспатент.

Защититься от контрафакта

Если внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), таможенники не пропустят через границу товар с вашим товарным знаком, если у ввозящего не будет разрешения от вас. Кому это может понадобиться? Например, бренду, ставшему популярным настолько, что его пытаются копировать недобросовестные предприниматели из Китая или Турции или кто угодно еще за рубежом.

Повысить капитализацию компании

Товарный знак можно добавить в нематериальные активы компании, тогда он повысит ваш уставной капитал (насколько — зависит от оценки вашего бренда). Повышенный уставной капитал вызывает интерес у инвесторов и партнеров.

Регистрация торгового знака, конечно, процесс длительный (минимум 7–8, но чаще 12 месяцев), стоящий денег (от 21 700 рублей), но зато снимающий многие риски и дающий преимущества для бизнеса.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter