Шах белым
Уровень безработицы в России находится на историческом минимуме. В апреле министр экономического развития Максим Решетников на 3-м Всероссийском форуме инфраструктуры поддержки предпринимательства «Мой бизнес» отметил, что компаниям предстоит работать в условиях жесткого рынка труда и низкая безработица с нами надолго. Так, в феврале, по данным Росстата, на бирже труда стояло 3,5% от трудоспособного населения – таких показателей в России не было никогда. Если в 2000 году безработица в стране составляла 10,6%, то в 2022-м – 3,9%. И это на тот момент было самым низким показателем за последние 20 лет. До 8 млн сотрудников не хватает сегодня российским компаниям – такие данные приводит директор по персоналу ГК «Эксцельсиор» Ксения Юркова.
Карьерный консультант Ирина Князева отмечает, что, если на одну вакансию приходится меньше четырех резюме, – можно говорить о так называемом рынке соискателя. От пяти до семи резюме – норма, спрос и предложение примерно равны. Свыше семи претендентов – устанавливается рынок работодателя, и трудоустроиться даже опытному специалисту непросто. В апреле индекс HeadHunter фиксировал на одну вакансию в России пять соискателей. За месяц, с марта по апрель, на сайте интернет-рекрутмента количество вакансий не выросло, тогда как число резюме увеличилось на 7%. Правда, за год (с апреля 2022 по апрель 2023 года) работодатели были активнее в два раза: они увеличили размещение вакансий на 16%, тогда как количество резюме за это время увеличилось только на 7%. В условиях непонятной ситуации сотрудники не спешат менять работу, тогда как потребность в кадрах остается.
Общие статистические данные – это «средняя температура по больнице». В каждой отрасли своя ситуация. Как говорит Анна Алфимова, управляющий партнер «Лаборатории карьеры Алены Владимирской», основной дефицит касается не столько индустрий, сколько сегмента сотрудников. Не хватает синих воротничков (представителей рабочих специальностей): сказывается сокращение количества мигрантов, отъезд молодежи за рубеж, частичная мобилизация. «Впереди лето, когда будет большой спрос на сезонных сотрудников в ретейле, агросекторе, девелопменте, сфере развлечений».
С коллегой согласен HR-эксперт и бизнес-консультант Денис Тюгаев: «В дефиците, как и за последние 20 лет, ручной низкоквалифицированный труд». Общим местом стала нехватка разнорабочих на стройках, курьеров, кладовщиков, продавцов продуктовых сетей, охранников и водителей. На эти позиции, по словам директора по персоналу группы «Родина» Ильи Варакина, можно устроиться в любой день за час, не имея никакого опыта.
Индустрии, которые, по мнению эксперта, сейчас на подъеме, – это онлайн-образование, маркетплейсы, компьютерные игры. «С момента появления возможности лицензировать, продавать и сдавать в аренду цифровые файлы тысячи людей по всему миру заняты созданием изображений, музыки и продажей их на Patreon за 30–50 долларов каждый», – отмечает Илья Варакин.
На HeadHunter, согласно индексу портала («hh.индекс»), работодатели чаще всего ищут специалистов по продажам (36% от общего количества вакансий), молодежь без опыта работы (20%), рабочий персонал (15%). Меньше всего компании заинтересованы в медиках и фармацевтах (7%), а также в специалистах по маркетингу, рекламе и PR (6%).
Активнее всего себя ведут среди соискателей, судя по тому же «hh.индексу», люди без опыта, только начинающие карьеру (26% от общего количества откликов на размещенные вакансии за последние два месяца), специалисты по продажам (13%), административный персонал (10%), а самые пассивные – рабочие (3%).
Судя по цифрам, работодатели все так же заинтересованы в молодежи и готовы обучать ее под себя. Хотя бы в каком-то вопросе рынок труда сбалансирован: вчерашние студенты и школьники наряду с «продажниками» – самая активная группа на рынке труда.
Как и много лет назад, самая высокая конкуренция при трудоустройстве – среди юристов (7,2 человека на место), студентов и людей без опыта (5,9 человека), в сфере науки и образования (4,9). Самый низкий спрос на вакансии у домашнего персонала – 0,1 человека на место, а также среди рабочих – 0,9 человека.
А вот для офисных кадров хороших новостей нет. «Сегодня переизбыток белых воротничков (офисных сотрудников) – за последний год много компаний закрылось, другие оптимизировали и объединили направления, наем чаще происходит через ротацию внутренних сотрудников», – говорит Анна Алфимова. Эксперты наблюдают стагнацию в найме даже на стабильно растущем рынке IT.
Я иду искать
У каждого опытного рекрутера найдется с десяток забавных историй о необычных интервью, неадекватном поведении клиентов – работодателей или кандидатов. Кто-то ищет персонал по натальной карте гороскопа, кого-то не устраивает, что тест IQ соискателем выполнен лучше, чем будущим руководителем.
Основательница рекрутингового агентства Lucky Hunter Татьяна Мельничук на портале vc.ru вспоминает, что однажды они с компанией-работодателем собеседовали по скайпу молодого человека на позицию IOS-разработчика. Выполняя тестовое задание в режиме live coding, соискатель нервничал и часто отпрашивался в туалет. Но работодатель пошел навстречу и дал выполнить задание. Результат был блестящим, поэтому стороны приступили к обсуждению зарплаты. Именно в этот момент стало понятно, что кандидат все это время бегал на кухню к жене, которая и решала за него тестовые задачи. «Поскольку тестовое задание было сделано на «5+», мы решили найти контакты жены кандидата в социальных сетях и предложить работу ей», – рассказывает Татьяна Мельничук.
Креативным путем Татьяны Мельничук в поиске достойного кандидата вряд ли пойдет штатный сотрудник кадровой службы той или иной компании. Скорее всего, на собеседование пригласили бы следующего соискателя, и жена незнайки, так подходящая для вакансии, не получила бы предложения. Поэтому при подборе на ключевые позиции или позиции, которые сложно закрыть, фирмы прибегают к услугам аутсорсинговых агентств.
Аутсорсинг – это передача некоторых функций специалистам другой компании на основе договора.
В поиске сотрудников компания может пойти как минимум тремя путями: «хантить» кандидатов самостоятельно, прибегнуть к услугам кадровых агентств или независимых рекрутеров, а также воспользоваться услугами аутстафферов, то есть взять сотрудников «в аренду». Каждый из способов имеет как плюсы, так и минусы.
Аутстаффинг — это оформление персонала на юридическое лицо компании-аутстаффера. Может доходить до 10% от общей численности штата.
Экспресс-тест для работодателей
Проверьте, нужно ли вашей компании прибегать к услугам сторонних «хэд-хантеров». Отвечайте на вопросы односложно – «да» или «нет», говорит директор по персоналу ГК Selecty Дарья Кудрявцева.
1. На одного штатного рекрутера приходится до 10 вакансий?
2. Вакансии в компании закрываются за месяц?
3. Есть ли возможность в течение 1–2 дней назначать собеседование с кандидатом?
4. Профиль поиска кандидатов хорошо знаком кадровикам компании?
5. Рынок кандидатов необходимого профиля не является дефицитным?
6. Рейтинг компании такой же или выше рейтинга конкурентов?
Если хотя бы на три вопроса дан отрицательный ответ, то самостоятельный поиск сотрудников внутренними силами службы персонала будет неэффективным.
По словам Ксении Юрковой, к аутсорсингу чаще всего прибегают крупные производства, расположенные далеко от большого города, когда местного населения не хватает, чтобы закрыть мощности предприятия.
Логичен аутсорсинг и при поиске сотрудников также в городе, где много разных производств и есть конкуренция за персонал или имеется сезонная потребность в большом количестве работников. С поиском «штучных» специалистов, которых нужно собирать по всей стране, также лучше справится стороннее кадровое агентство. Еще один повод прибегнуть к аутсорсингу – расширение географии деятельности компании, например, открытие филиала или выход на проект в ранее незнакомый регион.
Человек «в аренду»
Сегодня огромный кадровый голод наблюдается на новых территориях России. Об этом говорит основатель кадрового агентства «Новикова и партнеры» Антонина Новикова, которая недавно искала сотрудников для Министерства промышленности Запорожской области. На аутсорсинг также, по ее словам, отдают поиск кандидатов топ-уровня.
«Рентабельность штатного рекрутера в соотношении с внешними подрядчиками начинается от семи и более нанятых работников в месяц», – уточняет Денис Тюгаев. Последний тренд поиска персонала – поэтапное сотрудничество, когда кадровое агентство приглашают не на весь цикл рекрутинга, а на отдельные его части: рекламу вакансий, обработку откликов, ресеч – активный целевой поиск кандидатов на рынке, прозвон – актуализацию контактов и доведение кандидатов до собеседования.
Но сторонний рекрутер все равно не конкурент отделу кадров на предприятии. Даже при сотрудничестве с кадровыми агентствами полностью отказаться от штатной службы персонала могут только небольшие компании, поскольку, по словам Ксении Юрковой, кадровое агентство закрывает только часть задач. После направления на работу ответственность за адаптацию нового сотрудника, контроль его деятельности, обучение, предоставление жилья, трансфер (если речь идет, к примеру, о вахтовиках), а также решение других сопутствующих вопросов ложится на работодателя.
Особняком в технологии подбора персонала стоит аутстаффинг. В этом случае оценка, оформление кандидатов, выплата НДФЛ, отпускных и больничных ложится на аутстаффинговую компанию. «Арендатор» оплачивает только трудочасы специалистов.
Аутстаффинг активно используется при найме сезонных рабочих, сотрудников клининговой службы. Но есть примеры аутстаффинга высококвалифицированных специалистов в государственных компаниях. Это объяснимо необходимостью минимизировать штат, «подрезать косты», но при этом сохранить работоспособную команду. В этом случае «аренда» персонала может длиться годами, после чего сотрудник при желании может перейти в штат «арендатора».
Среди плюсов схемы – сокращение налогов, возложение ответственности за работника на стороннюю аутстаффинговую компанию, оперативная замена при увольнении и т. д. Но есть и минусы. Они, по словам Ксении Юрковой, связаны с репутационными рисками: «Существуют аутстаффинговые компании, использующие «серые» схемы, где нет официального оформления, больничных и отпускных. Более того, сотрудничество с «серыми» организациями может иметь негативные последствия при проверках и деятельности предприятия в целом».
Считаем деньги
Какими бы способами ни искали компании сегодня персонал, рекрутерам не обойтись без цифровизации бизнес-процессов, агрегаторов и CRM-систем. Помимо всем известных HeadHunter, SuperJob, Аvito, «Профи.ру», есть и другие инструменты, например, закрытые ТГ-каналы, такие как «HR-кардиналы», «Рекрутинг без правил» и т. д. В них «хантеры» делятся кандидатами, что позволяет экономить время и деньги. Вступить в такие сообщества можно только по рекомендации.
При выборе СРМ-системы для рекрутинга Дарья Кудрявцева советует обращать внимание на понятный на этапе demo интерфейс (когда не нужна инструкция). Важны также возможность коммуникации в мессенджерах или по почте прямо из системы и хорошо сделанный плагин (для парсинга информации о кандидатах в базу), а также неограниченное подключение нанимающих менеджеров к системе с функцией комментирования.
Парсинг – метод индексирования информации с последующей конвертацией ее в иной формат или даже иной тип данных. Парсер – робот, который находит информацию по заданным параметрам, сравнивает ее, анализирует и сохраняет в нужном формате.
Есть и технический чекап к агрегатору. Во-первых, нахождение серверов в РФ. Во-вторых, система должна иметь мобильное приложение, в-третьих – решение для сбора согласий на обработку персональных данных, а также возможность экспорта информации о кандидатах в стандартных форматах. Не помешает также оперативность службы поддержки и гибкая возможность настройки аналитики для каждой компании.
CRM-системы, несмотря на свою популярность, не являются самыми дешевыми каналами привлечения кандидатов. Самый простой и доступный способ, по мнению Ильи Варакина, – организовать в компании акцию «Приведи друга», когда штат пополняется за счет «сарафанного радио». К нему прибегают как совсем маленькие компании, ИП, микробизнес, так и госкорпорации, закрывающие рядовые позиции.
Еще один недорогой вариант – запуск реферальной программы. К нему, кстати, по данным SuperJob, в 2022 году прибегала каждая четвертая компания, что в полтора раза больше, чем годом ранее. Суть программы в том, что действующий сотрудник рекомендует на вакансию своего кандидата. Если претендент подходит, сотрудник получает бонус.
Далее по финансовой доступности инструментов следуют соцсети, онлайн-платформы по подбору персонала, контекстная реклама (уместна, если нужно набрать большое количество сотрудников).
Самый дорогой способ – хантинговые методики, «вербовка» наиболее ценных и высокооплачиваемых топ-менеджеров у конкурентов. В этом случае процесс может затягиваться на полгода и дольше и быть далеко не прямым. Как вариант, рекрутер завязывает с кандидатом ни к чему не обязывающее знакомство, может вести с ним беседы по телефону, приглашать на деловые завтраки, разрабатывать для него карьерный план, пока не перекупит специалиста.
Последний метод актуален на растущем рынке. Но и в условиях, когда ушли западные компании, освободив место российским импортозамещающим производствам, нехватка кадров даже при снижении ВВП все равно ощущается в разных отраслях. Ситуацию усугубляет «демографическая яма». Сейчас на рынке в два раза меньше молодых кадров, чем было 10–15 лет назад.
«Наблюдается дефицит определенной категории: менеджеров до 45 лет с опытом работы 3–5 лет. Это самые ценные сотрудники – как раз из-за своей квалификации, – пишет карьерный консультант Алена Владимирская в своей колонке для РБК. – И конечно, есть очень большая тревожность относительно того, кем их заменить. Пока заменяют спонтанно: ставят на освободившееся место самого активного сотрудника в формате «давай попробуем».
События 2022 года в целом не повысили конкуренцию среди соискателей. Люди не стремятся активно искать и менять работу в нестабильные времена. Но при этом части кандидатов из числа юристов, экономистов, маркетологов действительно сложно устроиться в то время, пока работодателям остро не хватает инженеров, технических специалистов, синих воротничков. Сегодня сложилась парадигма, при которой достаточно комфортно не чувствуют себя ни работники, ни работодатели. Рынок труда находится между Сциллой и Харибдой.
Фото обложки: Edge Creative/Shutterstock/FOTODOM