Концепция с историей
Lifelong learning (LLL) – это непрерывный процесс приобретения знаний, навыков и компетенций. Впервые эта идея была озвучена в 1968 году на конференции ЮНЕСКО. Но как концепция получила оформление несколько позже, после доклада «Учиться жить» экс-премьер-министра и министра образования Франции Эдгара Фора. В документе Международной комиссии по развитию образования авторы назвали непрерывное образование важнейшей концепцией развития личности и общества. Они отметили, что доступ к постоянному образованию должен быть обеспечен для всех, независимо от пола, возраста и достатка, а также предложили принять эту идею за основополагающую по всему миру, чтобы повысить качество жизни людей и преодолеть проблему неравенства между странами.
Одним из первых о пользе обучения во взрослом возрасте написал американский педагог и новатор Эдуард Линдеман – в 1926 году в книге The Meaning of Adult Education («Значение образования взрослых»).
В середине 1990-х Жак Делор, глава Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века, добавил к идее Эдгара Фора еще три важных акцента: не только учиться жить, но и учиться приобретать знания, учиться работать и учиться сосуществовать. Идеи из доклада Делора вошли во Всемирный доклад ЮНЕСКО 2005 года, посвященный концепции перехода человечества к форме общества, в которой знание доминирует. В новой модели социального развития обучение должно стать ключевой ценностью, а доступность знания – одним из непременных условий. И неотъемлемая часть этого обновленного мира будущего и основа всемирной стратегии обучения – Lifelong learning.
Учиться всегда и везде
Концепт Lifelong learning был быстро подхвачен обществом, вернее, самой активной его частью. Сегодня LLL – один из самых известных трендов бизнеса, а также всех, кто хочет быть современным, успешным, востребованным. Во многом рост популярности концепции связан с глобальными мировыми социальными и экономическими изменениями. Искусственный интеллект, экономика больших данных, трансформация бизнес-процессов и технологий – все это требует способности быстро ориентироваться, адаптироваться к изменениям, анализировать информацию, работать с новыми форматами. А для этого необходимо постоянно изучать новое и приобретать актуальные навыки. Недаром Элвин Тоффлер, американский философ, социолог и один из авторов концепции постиндустриального общества, отмечал, что неграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, отучиваться и переучиваться.
В 1986 году в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР впервые появилось понятие непрерывного образования. С 2019 года действует нацпроект «Образование», призванный в числе прочего обеспечить социальные лифты и помочь в самореализации. Продвигается идея непрерывного образования и в других странах. В США популярно продолженное образование (continuing education), в Германии используется дуальная система обучения.
Lifelong learning отличается от привычного образования в первую очередь тем, что человек сам выбирает направление, формат, цель обучения и следует индивидуальным путем. При этом традиционные институты образования не исключаются из концепции.
На данный момент LLL включает в себя три типа образования и обучения.
- Формальное (академическое) образование – структурированное обучение с четко определенными целями. Проводится в образовательных учреждениях – школах, колледжах и университетах, завершается получением диплома или сертификата. Формальное образование обеспечивает базовые знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности и служит фундаментом для дальнейшего обучения.
- Самостоятельное обучение, не структурированное с точки зрения целей и продолжительности. Человек сам ставит цели и выбирает ресурсы и стратегии для их достижения, а также темп и направление обучения. К такому типу относится прохождение онлайн-курсов, чтение книг, учебных пособий, статей и исследовательских работ, просмотр образовательных видеороликов и документальных фильмов, участие в онлайн-форумах и дискуссионных группах. Такое обучение не предполагает обязательного получения диплома или другого свидетельства об обучении, индивидуально, не всегда имеет конкретную цель, часто отрывочно, но связано с получением опыта и знаний.
- Неформальное обучение: проходит вне учебного заведения и не приводит к получению свидетельства об обучении, но структурировано в плане целей, программы и продолжительности обучения и помощи в обучении, а также дает возможность учиться в удобное время. Примеры неформального образования: участие в клубах, обществах и организациях, посещение мастер-классов, тренингов и конференций, хобби и досуг, волонтерство и общественная работа. Этот вид обучения способствует личностному росту, развитию социальных навыков и практических знаний, которые дополняют формальное образование.
Кстати, тип обучения не всегда влияет на его формат. Даже если речь о формальном обучении, возможны разные варианты – в частности, дистанционное образование. Также к форматам LLL относятся мастер-классы, практикумы, онлайн-курсы, e-learning, аудиторное обучение, самообразование, традиционное образование и заочные курсы.
Эти три типа дополняют друг друга и обеспечивают всестороннее развитие личности, дают возможность самореализации, личностного и профессионального роста, а заодно все вместе образуют костяк LLL.
Выгодное вложение
Генри Форд сказал: «Любой, кто перестает учиться, стареет, и неважно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым». Концепция Lifelong learning доказывает это наглядно, среди ее преимуществ, как это ни удивительно, – сохранение молодости и здоровья. Стокгольмский центр исследования старения выяснил, что процесс обучения положительно влияет на развитие когнитивных способностей, стимулирует мозговую активность, способствует формированию новых нейронных связей, сохраняя нейропластичность мозга. Более того, обучение снижает риск развития деменции в старости и считается одним из способов облегчить симптомы болезни Альцгеймера.
Позитивно влияет обучение и на ментальное здоровье – снижает уровень стресса и улучшает общее самочувствие, так как активная умственная деятельность способствует выработке эндорфинов.
Но чаще говорят о других преимуществах постоянного образования. Среди них профессиональный рост, развитие компетенций и навыков, итогом чего становится рост карьерный. Связь очевидна: высокий уровень образования повышает уровень доверия работодателей и потенциальных клиентов, высокая квалификация позволяет осваивать новые методы, прогрессивные технологии и даже новые профессии. Современные работодатели ценят сотрудников, которые готовы постоянно учиться и совершенствовать свои навыки.
Среди других эффектов LLL – умение обрабатывать информацию, так как обучение формирует навык поиска и изучения больших массивов данных; личностный рост – образование способствует развитию логического мышления и речи, умению формулировать мысли, формирует разнообразные интересы, развивает критическое мышление; уверенность в себе – высокий уровень знаний и образования повышает самооценку, помогает сделать более успешную карьеру или начать свой бизнес.
Наконец, у приверженцев LLL, как правило, выше личная эффективность, ведь постоянное образование стимулирует навыки самоорганизации, планирования времени и управления стрессом, а также шире круг общения.
Таким людям не страшны постоянные изменения на рынке труда: непрерывное образование помогает быстро приспосабливаться к новым тенденциям и требованиям, а при необходимости и вовсе перейти в смежную или совсем другую сферу.
Чему учит Lifelong learning
Учеба не заканчивается после школы или университета.
Каждый отвечает за свой уровень образования.
Образование не обязательно требует преподавателя. Самообразование не менее эффективно.
Уметь учиться так же важно, как уметь читать или пользоваться интернетом.
Образование не средство, а цель.
В интересах государства
Образование на протяжении всей жизни важно и полезно не только для конкретного человека. Сегодня можно с уверенностью сказать, что обучение – мировой тренд, а уровень образования населения сильно влияет на экономическое развитие страны. В 2009 году исследователи впервые отметили взаимосвязь между объемом ВВП и уровнем охвата работающего населения профессиональным образованием: чем больше взрослых учится, тем выше ВВП. В 2018 году эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) назвали Lifelong learning важным условием для успешной карьеры: от сотрудников ждут готовности постоянно учиться, быть гибкими и при необходимости менять сферу деятельности. Исследования McKinsey & Company предлагают задуматься не только о непрерывном обучении, но и о lifelong employability – востребованности на протяжении всей жизни, так как из-за автоматизации многие профессии могут исчезнуть.
Действительно, самый низкий уровень образования на данный момент в развивающихся странах, тогда как Россия и другие развитые страны разрабатывают национальные стратегии обучения в течение жизни, основанные на эффективном партнерстве деловых кругов и учебных заведений всех уровней образования.
Главной функцией концепции LLL на государственном уровне является подготовка высококвалифицированных специалистов, эффективных и способных адаптироваться. Также образование, внедряемое на государственном уровне, способствует развитию прогрессивного мышления, способности и желанию искать новые решения и методы, предлагать и создавать инновации. Однако обучение важно и по другим причинам: оно способствует уменьшению преступности, большему социальному единству и равенству, более справедливому распределению доходов и снижению уровня бедности.
И разумеется, в процесс обучения в течение всей жизни вовлечены и работодатели, независимо от размера предприятия, ведь знания – это стратегический ресурс. Вложения в образовательную сферу – уже привычная графа расходов у большинства крупных корпораций. Например, у Microsoft есть обучающие курсы и программы на многих платформах, таких как Microsoft Teams – она применяется и для дистанционного обучения, позволяет провести прямой эфир урока и записать его, организовать виртуальную классную комнату, пригласить в гости пользователя с внешним адресом, организовать групповую работу над проектами и многое другое. Только за первые четыре месяца пандемии спрос на обучающие курсы по инструментам Microsoft Teams вырос на 500%. В Google всем потенциальным сотрудникам обещают содействие в организации непрерывного обучения: «Lifelong learning в природе Google». Таких же принципов придерживаются в Apple, помогая сотрудникам в получении новых знаний.
Не отстают и российские компании. Например, в Сбере и ПСБ есть полноценный онлайн-университет для сотрудников, где в любое время можно изучать книги, статьи, видеолекции и т. д. На платформе у каждого сотрудника есть профиль, где можно следить за своим прогрессом и появлением новых материалов. Независимо от специальности, всем доступна информация на любую тему: Data Science, продвижении бренда, нейроэкономика, способы борьбы с тревожностью и многое другое. Некоторые специалисты после получения такого образования внутри компании меняют профессию, при этом оставаясь в Сбере.
Microsoft Teams успешно заменяется российскими аналогами – например, МТС Линк, который предлагает возможности для организации вебинаров, курсов, создания тестов и опросов.
Часть предприятий от массового внедрения обучения останавливает то, что образование будет отвлекать специалиста от работы. Но, во-первых, прибыль от таких инвестиций значительно больше, чем затраты на кратковременное периодическое обучение, а во-вторых, многие работодатели проводят обучение без отрыва от производства – это может быть наставничество, коучинг, перекрестное обучение и другие современные форматы.
Развитие непрерывного образования в России
По данным мониторинга научно-технологического развития страны, ежегодно растет число россиян, обучающихся по программам дополнительного, основного образования, профессионального переобучения. Например, в 2020 году было запланировано обучение и повышение квалификации 2 млн человек, тогда как прошли обучение 8,5 млн.
Расширяется спектр программ, курсов, семинаров, вебинаров в соответствии с концепциями современного непрерывного образования по самым разным направлениям.
Реализуется признание предшествующего обучения, позволяя получать зачет за предыдущие образовательные достижения и профессиональный опыт.
Правительство РФ внедрило механизмы финансовой поддержки, стипендии, гранты, налоговые льготы, чтобы стимулировать людей к непрерывному обучению. Можно отметить нацпроект «Образование», федеральный проект «Содействие занятости» и другие программы и проекты.
Советы по Lifelong learning
- 1. Определите цели и интересы – как личные, так и профессиональные.
- 2. Сделайте четкий план обучения, включающий конкретные задачи и сроки их выполнения, создайте график обучения, чтобы регулярно уделять время образованию.
- 3. Поддерживайте мотивацию: используйте геймификацию, отмечайте прогресс, объединяйтесь в группы, чтобы обмениваться опытом и поддерживать друг друга в процессе обучения. Будьте с людьми, которые вас вдохновляют. Ищите тех, на кого вам бы хотелось равняться.
- 4. Используйте интернет-ресурсы, которые помогут в обучении, многие из них бесплатные: подкасты, лекции, электронные книги, онлайн-курсы и многое другое.
- 5. Не пропускайте бизнес-тренинги и корпоративное обучение: часто компании предлагают сотрудникам бесплатное качественное образование по разным направлениям, в том числе не связанным напрямую с конкретной профессией.
- 6. Применяйте полученные знания на практике, участвуйте в проектах, стажировках, различных программах.
Изображение на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney