Экономический рост в России ускорился. В 2023 году ВВП вырос на 3,6%, а в январе – феврале этого – на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поднялся, по расчетам Росстата, и индекс предпринимательской уверенности. Среди причин всех этих прорывных тенденций можно выделить укрепление экономического доверия между предпринимательским сообществом, государством и конечными потребителями.

7 июня
Константин Смирнов
Дарья Климова

Природа доверия 

Доверие – это фундаментальная экономическая категория. Существует много научных определений этого феномена общественных взаимоотношений, но все они выделяют две основные характеристики: взаимную искренность и честность в поступках. 

В экономике доверия кроется громадный потенциал для всеобщего развития, так как многочисленные научные исследования связывают уровень доверия с динамикой экономического роста: при более доверительном сотрудничестве сокращаются издержки бизнеса, а высвободившиеся средства направляются на программы развития, в том числе социальные. 

Стивен Кови, американский писатель, всемирно известный специалист по вопросам управления бизнесом: «Недоверие удваивает затраты на ведение бизнеса. Кроме того, я утверждаю, что, подобно налогам низкого доверия, которые реальны, измеримы и чрезвычайно высоки, существуют дивиденды высокого доверия, которые так же реальны, количественно измеримы и невероятно высоки… Когда доверие высоко, получаемые вами дивиденды подобны мультипликатору эффективности, развивающему и улучшающему все измерения вашей организации».

Доверять выгодно. Когда население, бизнес и государство доверяют друг другу, все участники процесса чувствуют себя более уверенно, охотнее инвестируют и потребляют, больше склонны соблюдать требования законодательства. Как отмечают экономисты, высокий уровень доверия в обществе напрямую влияет на рост ВВП. Например, как показали расчеты Высшей школы экономики, рост оценок доверия на 10 процентных пунктов связан с увеличением среднедушевого ВВП на 21%.

Shutterstock.AI/FOTODOM

В свою очередь, низкий уровень доверия или его резкое падение ведет к крайне негативным последствиям как на частном уровне, так и на государственном. Известным примером может служить история одной из крупнейших американских финансовых компаний Lehman Brothers. Участие компании в сомнительных операциях на рынке низкокачественных ипотечных кредитов, «серая» отчетность и непрозрачность управленческих решений привели к стремительной утрате доверия со стороны клиентов и партнеров. Это в конечном счете вызвало банкротство Lehman Brothers, которое, в свою очередь, стало прологом крупнейшего экономического кризиса со времен Великой депрессии.  

В России уровень доверия нельзя назвать высоким – 20–25%. Вместе с тем, как показывают опросы ВЦИОМ, уровень доверия в обществе с 2018 по 2023 год вырос на 2%. При этом на 7% по сравнению с 2018 годом увеличилось число тех, кто считает, что другие люди не стали бы их обманывать, если бы им представилась такая возможность. 

Рекордные индикаторы

Положительные тренды в российской экономике, которые наметились в III квартале 2022 года, поддерживаются экстраординарными мерами господдержки бизнеса и населения и прямым участием государства в развитии ключевых отраслей. 

Правда, в федеральном бюджете – 2024 на развитие национальной экономики направят только 3,9 трлн рублей (11% от расходной части). Это меньше, чем в 2023 году, даже в номинальном выражении. Причина снижения расходов на национальную экономику – рост ассигнований на национальную оборону, на финансирование которой потратят 10,8 трлн рублей (29% от всех бюджетных расходов). Однако, как полагают в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН РФ, часть оборонных расходов направят на общепроизводственные цели: строительство новых корпусов предприятий, закупки станков и другого оборудования в гражданских отраслях.

Shutterstock.AI/FOTODOM

При этом необходимо подчеркнуть, что рост производства стимулируется не только прямыми финансовыми вливаниями или госгарантиями. Не менее важно и создание благоприятного инвестиционного климата, а также конструирование благоприятной для бизнеса системы господдержки. 

Количество федеральных и региональных мер господдержки малых и средних предприятий (МПС) в этом году превысило 700. Среди них налоговые льготы, гранты, субсидии, льготные кредиты. По словам Маргариты Хоменко, управляющего партнера Центра комплаенс-решений Compliance Elements, в условиях нестандартных ситуаций последних лет можно выделить несколько направлений, которые однозначно демонстрируют поддержку со стороны государства в отношении добросовестного бизнеса. «Во-первых, это продолжающаяся работа всех регуляторов, связанная с внедрением рискориентированного подхода при проведении проверок бизнеса. Во-вторых, в законодательство была введена специальная категория «экономически значимых организаций» (ЭЗО) – хозяйственных обществ, важных для обеспечения экономического суверенитета и безопасности России. В соответствии с указом Президента РФ, ЭЗО разрешается не размещать информацию, которая должна быть обнародована в соответствии с законами об акционерных обществах, банках, обществах с ограниченной ответственностью, аудиторской деятельностью и других. Это крайне важно в условиях появления все новых односторонних ограничительных мер из недружественных стран», – говорит эксперт.

Несмотря на усиление санкций, в последние два года заметными темпами растут как государственные, так и частные инвестиции. Соответственно ускоряются и показатели экономического развития.

В аналитическом обзоре ЦБ «Мониторинг предприятий» отмечается, что индикатор бизнес-климата (ИБК) в марте текущего года вырос до 10,6 пункта, максимального значения за последние 12 лет. Эти цифры свидетельствуют о высоком уровне доверия между бизнесом, обществом и государством.

Вместе с тем, несмотря на существенные шаги со стороны государства, все еще сохраняются нерешенные вопросы в двухстороннем взаимодействии. Так, по словам Бориса Богоутдинова, управляющего партнера консалтинговой компании «2Б Диалог», «стоило бы присмотреться и к «недонастроенным» механизмам налогового администрирования». По мнению эксперта, сохраняющиеся правовые лазейки для организации внеплановых проверок бизнеса со стороны понижают градус доверительных отношений.  

Shutterstock.AI/FOTODOM

Мы вам доверяем

Еще в 2010 – начале 2020-х годов в российском бизнес-сообществе неоднократно звучали заявления об излишнем административном, а порой и уголовном прессинге со стороны государства. Особо отрицательное влияние на экономические и производственные процессы, как отмечали в аппарате Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей, оказывал административный гнет в лице бюрократических барьеров и внеплановых проверок. 

И государство обратило внимание на многочисленные жалобы бизнес-сообщества, наладив в первую очередь деятельность по устранению избыточной административной нагрузки. «Ярким примером взаимодействия между бизнесом и государством можно назвать «регуляторную гильотину», которая снижает избыточность администрирования и позволяет предпринимателям работать более эффективно, перенаправляя ресурсы на повышение производительности труда», – отмечает Борис Богоутдинов. 

При этом в апреле 2024 года Президент России Владимир Путин анонсировал запуск нового модернизированного механизма «регуляторной гильотины». По словам главы государства, «предстоит еще один масштабный этап расчистки нормативной базы».

«Регуляторная гильотина» – это инструмент пересмотра и отмены устаревших, абсурдных или невыполнимых нормативных актов, негативно влияющих на развитие бизнеса, действует с 2019 года. За время существования этого механизма в России были признаны утратившими силу свыше 12 тыс. правовых актов, действовавших в том числе с советских времен. 

Эксперты отмечают, что хорошим подспорьем для бизнеса со стороны государства также являются механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Как отмечает Алексей Калинин, директор практики государственного консалтинга SBS Consulting: «В России мало кто занимается планированием более чем на два-три года, а это бьет по инвестиционной активности: нет смысла в большом рискованном проекте, если просчитать риски просто невозможно». В этой связи СПИК – это единственный сегодня инструмент, в полной мере защищающий инвестора от изменений условий деятельности, в том числе по инициативе государства, констатирует он.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – инструмент государственной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленное производство в России.

Инвестор заключает соглашение с государством, в котором фиксируются обязательства инвестора реализовать инвестиционный проект, а также обязательства государства обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и предоставить меры господдержки.

Shutterstock.AI/FOTODOM

В своем послании Федеральному собранию в феврале 2024 года Владимир Путин подчеркнул, что с 1 января 2025 года необходимо отказаться от временных мораториев на проверку бизнеса и вместо этого с учетом наработанного опыта полностью перейти на рискориентированный подход, закрепив его законодательно. И это важное и ожидаемое событие для российских предпринимателей. 

Многочисленные проверки бизнеса со стороны государства – это действительно больная тема, о которой участники процесса постоянно говорят. Можно сказать, что проверки – это краеугольный камень взаимодействия между государством и реальным сектором экономики, который, к сожалению, зачастую становится и камнем преткновения на пути к безоговорочному доверию.  

Однако и в этом направлении российские власти идут навстречу бизнесу. По данным Правительства РФ, в 2023 году по сравнению с 2019 годом общее число проверок сократилось в пять раз. В целом контрольно-надзорная деятельность была переориентирована с наказаний на профилактику. Вместе с тем эксперты, отмечая позитивные подвижки, констатируют усиление проверок по ряду направлений. 

«Для нас, компании, имеющей право аудировать общественно значимые организации, за последние три года контрольная нагрузка увеличилась в разы. Если раньше мы проходили проверку раз в три года, то сейчас проходим ее ежегодно. И это две проверки в год от обоих контролирующих органов: Федерального казначейства и Банка России», – говорит Светлана Романова, основатель и президент ГК «Пачоли», заслуженный экономист РФ. 

В связи с этим рискориентированный подход к проверке бизнеса, предполагающий отказ от большинства проверок с целью сосредоточить внимание только на опасных производствах, может действительно решить проблемы. «Закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации» № 248-ФЗ должен помочь сократить количество формальных затратных проверок – в его основе лежит рискориентированный подход. Организации с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой – не проверяются», – поясняет эксперт. 

Есть подвижки и в смягчении уголовного преследования бизнеса. 

Shutterstock.AI/FOTODOM

В течение 2021–2023 годов были приняты либо уточнены законы, согласно которым обвиняемых по экономическим статьям УК (например, ст. 159 «Мошенничество») помещают в СИЗО в самых крайних случаях, чтобы не прерывать производственную деятельность. 

Эти реформы должны были в целом сказаться на усилении доверия бизнеса к власти. Что неизбежно обеспечит дополнительный вклад в ускорение экономического роста.

Вотум потребительского доверия 

Последние позитивные изменения в процессах экономического доверия объясняются не только макроэкономическими тенденциями и усилиями со стороны заинтересованных сторон, но и поведением конечного потребителя. Основным критерием для оценки потребительского поведения является специальный индекс, который рассчитывает ВЦИОМ.

Индекс потребительского доверия, рассчитываемый Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), призван оценить, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «скорее плохое» – 0,1, «затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным российские граждане считают текущий момент для крупных приобретений.

Последний замер ВЦИОМ провел в декабре 2023 года, и тогда 28% опрошенных потребителей ответили, что время для крупных покупок скорее хорошее, 49% – что скорее плохое, остальные затруднились с ответом. Получается, что потребители не склонны к излишнему оптимизму и придерживают свои финансовые ресурсы. Что в новых экономических реалиях, обусловленных санкциями, не вызывает удивления.

Но есть еще другой индикатор – индекс потребительской уверенности (ИПУ). Его ежеквартально рассчитывает Росстат на основе результатов опроса 5 тыс. взрослых граждан из всех регионов РФ. Респондентам задают вопросы об изменениях их личного материального положения, а также об экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок и для сбережений. По каждому из этих четырех показателей число отрицательных оценок вычитается из числа положительных. ИПУ рассчитывается как среднее значение проведенных операций.

В 2010-е годы ИПУ дрейфовал в коридоре минус 7–11 пунктов. В пандемию рухнул до минус 26, а в 2021–2022 годах индекс держался на уровне минус 23. И наконец, Росстат зафиксировал усиление потребительского доверия: в IV квартале 2023 года ИПУ поднялся до минус 13.

Интересный факт. Молодые потребители в целом демонстрируют более низкий по сравнению с людьми старшего возраста общий уровень доверия к миру. Но в материальном плане чувствуют себя увереннее своих родителей.

От того, насколько члены общества, потребители, доверяют сложившейся в экономике страны ситуации, зависит во многом экономический рост. Исследования Высшей школы экономики РФ, основанные, в частности, на показателях глобального проекта «Всемирный обзор ценностей», показывают, что повышение степени общественного доверия на 10 п. п. стимулирует рост ВВП на душу населения на 21%. И наоборот, чем ниже уровень доверия, тем хуже показатели ВВП. 

Эта зависимость объясняется просто. От отношения друг к другу граждан страны, включая уровень доверия, напрямую зависят производственные показатели предприятий. А ВВП в целом – от доверия бизнеса государству, а также другим субъектам рынка. В целом доверие – это источник экономического роста.

К сожалению, пока Россия не может похвастаться слишком «доверчивыми» гражданами. По опросам 2023 года World Values Suvey, лишь 22,9% респондентов из нашей страны доверяют окружающим людям. А 74,4% – подавляющее большинство – считают, что нужно быть очень осторожным при контакте с другими людьми. Для сравнения: по итогам данного опроса, в Швеции в целом доверяют окружающим 60% респондентов.

«Уровень доверия сможет поднять прозрачность действий государства. Для этого важно повышать образование и осведомленность граждан с помощью образовательных инициатив, направленных на повышение юридической грамотности и осведомленности людей об их правах и обязанностях. 

Значительным шагом в сторону доверия общества государству станет реализация эффективных антикоррупционных программ», – полагает генеральный директор ООО «Консалтинговая компания Карцева «ВАЛРУС» кандидат экономических наук Павел Карцев.  

Фото обложки: Shutterstock.AI/FOTODOM

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter