Кто такие самозанятые?
Понятие «самозанятость» появилось в нашем законодательстве ещё в 2018 году. Тогда более 25 млн человек трудились не по соответствующим договорам, поэтому было принято решение о легализации их деятельности. Так в России появился специальный статус «самозанятость». Граждане, которые его оформляют, самостоятельно регистрируются как плательщики налога на профессиональный доход (НПД).
Почему бизнесу выгодно работать с самозанятыми?
Такое взаимодействие выгодно обеим сторонам: работодатель не оформляет в штат, не платит налогов и экономит средства на организацию места в офисе, а наёмный сотрудник может работать из любой точки мира без пресловутых 5/2 с 09:00 до 18:00. Как правило, оплата в таком случае привязывается к результату.
Кроме того, при сотрудничестве с самозанятым бизнес экономит деньги со страховых взносов (это порядка 30%) и НДФЛ (13%). Компания платит только вознаграждение за работу. Если вы договорились с копирайтером Еленой, что 10 статей о вашей компании будут стоить 50 тыс. рублей, то ровно столько вы ей и заплатите. Не больше. У вас нет обязательств перед Еленой: нет оплачиваемого отпуска, больничного пособия или каких-либо других социальных выплат. Налоги копирайтер, кстати, заплатит сама за себя тоже.
Что важно для вас как для владельца бизнеса — то, что вы в любой момент можете отказаться от услуг самозанятого. Работа с аутсорсерами построена на их независимости, но главное, чтобы они качественно выполняли задачи и получали за них денежное вознаграждение.
Подводные камни при работе с самозанятыми и как их избежать
Самозанятого посчитали вашим сотрудником. В ФНС могут заподозрить, что самозанятый на самом деле — это штатный сотрудник, но компания не оформляет его, чтобы не платить взносы. Если это действительно так, бизнесу грозит штраф — до 10 000 рублей для ИП и до 100 000 рублей для юрлиц. Также компании придётся выплатить все страховые взносы и НДФЛ с момента заключения договора.
Самозанятый оказался физлицом. Бывает так, что исполнитель не является самозанятым или лишается своего статуса, а заказчик не узнал об этом вовремя. Бизнес заключил сделку и перевёл деньги, считая, что самозанятый сам заплатит за себя налоги. Но этого не произошло.
К тому же из-за закона ФЗ-115 банки с подозрением относятся к платежам физлицам на карту — есть шанс нарваться на блокировку счёта.
Вы не взяли у самозанятого чек. Чек для компании — это важно, он помогает подтвердить расходы на оплату самозанятому. Без чека бухгалтер просто не сможет отчитаться перед налоговой за такие траты. Если самозанятый не выдал чек или в нём есть ошибка, это грозит лишними расходами. Например, если вы платите налог на прибыль, то придётся включить платёж в налоговую базу и перечислить в бюджет до 20% от суммы.
А ещё самозанятый может аннулировать чек после сделки. Когда об этом узнают в налоговой в момент получения годовой отчётности, у инспекторов возникнет вопрос: почему компания перевела деньги физлицу, а с них никто не заплатил налоги.