По данным Федеральной налоговой службы на август 2023 года, в России более 8 млн человек, которые работают в статусе самозанятых. Бизнес всё активнее начинает сотрудничать с ними, но некоторые до сих пор не знают, как это можно сделать без рисков для себя. В этом материале расскажем о том, как наладить работу так, чтобы не пришлось оплачивать дополнительные налоги и взносы.

13 декабря 2023

Кто такие самозанятые?

Понятие «самозанятость» появилось в нашем законодательстве ещё в 2018 году. Тогда более 25 млн человек трудились не по соответствующим договорам, поэтому было принято решение о легализации их деятельности. Так в России появился специальный статус «самозанятость». Граждане, которые его оформляют, самостоятельно регистрируются как плательщики налога на профессиональный доход (НПД).

Почему бизнесу выгодно работать с самозанятыми?

Такое взаимодействие выгодно обеим сторонам: работодатель не оформляет в штат, не платит налогов и экономит средства на организацию места в офисе, а наёмный сотрудник может работать из любой точки мира без пресловутых 5/2 с 09:00 до 18:00. Как правило, оплата в таком случае привязывается к результату.

Кроме того, при сотрудничестве с самозанятым бизнес экономит деньги со страховых взносов (это порядка 30%) и НДФЛ (13%). Компания платит только вознаграждение за работу. Если вы договорились с копирайтером Еленой, что 10 статей о вашей компании будут стоить 50 тыс. рублей, то ровно столько вы ей и заплатите. Не больше. У вас нет обязательств перед Еленой: нет оплачиваемого отпуска, больничного пособия или каких-либо других социальных выплат. Налоги копирайтер, кстати, заплатит сама за себя тоже.

Что важно для вас как для владельца бизнеса — то, что вы в любой момент можете отказаться от услуг самозанятого. Работа с аутсорсерами построена на их независимости, но главное, чтобы они качественно выполняли задачи и получали за них денежное вознаграждение.

Подводные камни при работе с самозанятыми и как их избежать

Самозанятого посчитали вашим сотрудником. В ФНС могут заподозрить, что самозанятый на самом деле — это штатный сотрудник, но компания не оформляет его, чтобы не платить взносы. Если это действительно так, бизнесу грозит штраф — до 10 000 рублей для ИП и до 100 000 рублей для юрлиц. Также компании придётся выплатить все страховые взносы и НДФЛ с момента заключения договора.

Самозанятый оказался физлицом. Бывает так, что исполнитель не является самозанятым или лишается своего статуса, а заказчик не узнал об этом вовремя. Бизнес заключил сделку и перевёл деньги, считая, что самозанятый сам заплатит за себя налоги. Но этого не произошло.

К тому же из-за закона ФЗ-115 банки с подозрением относятся к платежам физлицам на карту — есть шанс нарваться на блокировку счёта.

Вы не взяли у самозанятого чек. Чек для компании — это важно, он помогает подтвердить расходы на оплату самозанятому. Без чека бухгалтер просто не сможет отчитаться перед налоговой за такие траты. Если самозанятый не выдал чек или в нём есть ошибка, это грозит лишними расходами. Например, если вы платите налог на прибыль, то придётся включить платёж в налоговую базу и перечислить в бюджет до 20% от суммы.

А ещё самозанятый может аннулировать чек после сделки. Когда об этом узнают в налоговой в момент получения годовой отчётности, у инспекторов возникнет вопрос: почему компания перевела деньги физлицу, а с них никто не заплатил налоги.

Снять головную боль, связанную с работой с самозанятыми, поможет сервис «ПСБ Консоль». Его ключевой функционал включает в себя оформление, документооборот, выплаты и снижение рисков. Сервис работает очень просто: собирает бумаги, регистрирует исполнителя как самозанятого, выпускает электронную подпись, всё обязательно проверяет и формирует договор.

Что касается документов и выплат, то на платформе они генерируются автоматически. Подписываются тоже удалённо. Кроме того, это решение интегрируется с любыми внутренними системами учёта компаний («1С: Бухгалтерия», УЗП, FRESH, а также заказчик может сделать внедрение по API). Выплаты также генерируются автоматически после подписания актов.

В «ПСБ Консоль» предусмотрены специальные инструменты, с помощью которых можно отслеживать все риски в одном месте по всем исполнителям. Вы увидите, например, снялся ли работник со статуса самозанятого или приблизился ли к годовому лимиту в 2,4 млн рублей.

«ПСБ Консоль» — это экономический эффект и ваше спокойствие. Сервис был создан на основе глубокого отраслевого опыта. Здесь учтены не только конкретные проблемы бизнеса в разных сегментах, но и способы их решения: все сценарии уже предусмотрены в продукте. Кроме того, сервис базируется на хорошей юридической экспертизе. Клиентам помогут выявить риски переквалификации в документах и процессах.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter