С чего начался экспорт автомобилей в СССР?
В начале был ЗИС-5. Он стал основным экспортным автомобилем ещё до начала Второй мировой войны.
За границей ценился не сам автомобиль, а его шасси: на него устанавливали свой кузов и меняли кабину. Грузовики поставлялись в восточно-европейские страны, Турцию и Прибалтику.
Резкий скачок по экспорту наступил уже после войны, особую роль в истории отечественного автопрома в этом отношении сыграла Финляндия.
Экспорт автомобилей до 1960 г.
На примере автомобильных взаимоотношений Финляндии и СССР сложилась итоговая модель экспорта. Президент финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви был сторонником хороших соседских отношений, он даже передвигался на ЗИС-110.
В 1948 г. было создано советско-финское предприятие Konela. СССР поставлял автомобили, а Финляндия через Konela их реализовывала и обслуживала.
Первопроходцами в Финляндию стали «Москвич-400» и «Победа»:
Эти автомобили создавались в послевоенных условиях, когда был дефицит ресурсов. Поэтому они были простыми и прочными в конструкции.
В конечном итоге Konela стала продавать и обслуживать все автомобили, которые выпускались в СССР.
Стоит отметить, что ряд автомобилей подвергался модификациям. Например, в грузовике ГАЗ-51В была увеличенная грузоподъёмность, а знаменитый фургончик «Москвича» переделывался в пикап:
И был удлинён
Весь этот процесс, когда автопроизводитель меняет конструкцию машины для страны-импортёра, по-современному называется локализацией. Например, для России Hyundai делают более устойчивую подвеску.
Вернёмся к истории. Как дела обстояли с другими странами?
1960-1970 гг.
У Никиты Сергеевича Хрущёва был план экспортировать автомобили в США. Он прямо заявил об этом в 1959 г. на выставке достижений науки и техники СССР в Нью-Йорке. Замысел оказался нереализуемым, поэтому Советский Союз решил переориентироваться на страны, которые шли не по капиталистическому пути развития.
Холодная война уже была в самом разгаре, потому поставки автомобилей приобрели политический характер. География экспорта расширилась до Ирака, Афганистана, Вьетнама, Кубы, Ирака и африканских стран.
Кстати, про африканские страны. Руководство СССР в этом плане не задумывалось о сбыте, т.к. у ряда государств вообще были проблемы с платёжеспособностью населения.
Это десятилетие было за «Москвичом»: в буквальном смысле каждый второй автомобиль с завода отправлялся в другие страны.
Ставку на «Москвич» сделали по следующим соображениям: автомобиль заточен под отечественные дороги и не такой дорогой. Значит, для «тепличных» европейских условий машина подойдёт.
Действительно, зарубежные эксперты отмечали живучесть конструкции, качество комплектующих, да и выглядел он стильно. Да чего там – он даже сейчас выглядит круто.
По техническим качествам он не уступал иностранным собратьям, для экспорта немного переделывали отделку салона, на отдельные модели ставили более мощный двигатель, для Великобритании меняли положение руля.
С другой стороны, рецензенты журнала Motor отмечали у «Москвича» высокий уровень шума, тугие коробку переключения передач и тормоза, а также недостаточную пассивную безопасность. Это было устранено на всех автомобилях.
В 1969 г. было экспортировано 64 767 автомобилей. Интересный факт: «Москвичи» даже участвовали в международных автомобильных соревнованиях.
1970-1990 гг.
К сожалению, в 1970 гг. популярность «Москвичей» стала падать. Тогда на замену пришел Волжский Автозавод. Примечательно, что именно в 1970 гг. запустились автомобильные отношения с Италией. К примеру, ВАЗ-2101 был вообще частично скопирован с Fiat и стал массово производиться в СССР.
Топ стран-импортёров по тем годам: ГДР, Чехословакия и Болгария.
Среди моделей ВАЗа можно выделить две модели, которые стали лидерами по экспорту:
В 1980 гг. советские автомобили проникли в Латинскую Америку. Внедорожники «Нива» поставлялись даже в Австралию и Новую Зеландию.
А правда ли, что экспортные советские автомобили были лучше?
С одной стороны, отправляемые автомобили модифицировались под страну-импортёра. Это нормальная практика. С другой стороны, какие-то доработки по улучшению действительно осуществлялись.
Георгий Мирзоев – главный конструктор АвтоВАЗа (1976-1998) в своих мемуарах указывал на то, что прямо в порту механики меняли составляющие комплектации, шильдики и детали двигателей. Он считает экспортное качество мифом.
Всё дело было в требованиях автодилеров. В СССР, как мы знаем, не было конкуренции автопроизводителей по причине плановой экономики. В европейских же странах у дилеров были высокие требования. Большинство пунктов наши автомобили проходили, но мелкие доработки всё равно были нужны. Отсюда и возник стереотип: «Иностранцам – всё, своим — ничего».
Чему нас учит эта история?
Экспорт автомобилей в СССР был мотивирован политической целью. Была практика продаж по демпинговым ценам.
Уникальность этого явления заключается в том, что страна с коммунистическим режимом пыталась работать по рыночным отношениям, иначе автомобили бы не покупали, и они не пользовались относительно высоким спросом.