У мошенников, которые хотят заработать на мнимых ДТП, скоро не останется никаких шансов. Если раньше на их пути стояли страховые агенты, которые оценивали повреждения, то теперь эта сложная работа все чаще отдается искусственному интеллекту. Его не обманешь, с ним не договоришься. 

Зато у добросовестных и аккуратных водителей есть шанс платить за страховой полис меньше по сравнению с лихачами. И это тоже становится возможным благодаря ИИ.

В настоящий момент можно выделить несколько приоритетных направлений развития ИИ в страховании: это чат-боты и виртуальные помощники, выявление мошенничества, управление рисками и урегулирование страховых случаев. С помощью ИИ страховщики смогут перейти от массовых продуктов к персональным, а также улучшить качество обслуживания клиентов и повысить эффективность своего бизнеса. 

16 сентября
Анна Сохань

Кол-центры опустели

С помощью нейросетей страховые компании уже пытаются повысить качество обслуживания клиентов. Многие внедрили в свои сайты и приложения чат-боты, работающие на искусственном интеллекте. В таких чат-ботах оператор отвечает клиенту, только если нейросеть не может решить проблему последнего. В остальных случаях ИИ самостоятельно помогает, например, оформить документы или подсказать условия страховки. 

Кроме того, нейросеть способна проанализировать, насколько запрашиваемая услуга подходит в случае конкретной жалобы, и проверить, есть ли такая опция в полисе клиента. Как результат, повышается скорость обработки заявок, уровень персонализации страховых продуктов и лояльность клиентов – ведь благодаря ИИ у них есть круглосуточный доступ к онлайн-ассистенту и многие вопросы можно решить буквально за несколько часов или даже минут. 

«В «СберСтраховании» искусственный интеллект используется для различных задач: от автоматизации рутинных процессов до самостоятельного урегулирования страховых случаев, – рассказывают в пресс-службе компании. – Например, он обрабатывает до 90% заявлений, которые поступают по полисам защиты банковских карт (речь о выплатах компенсации в случае утраты карты или кражи денег с нее). Это позволило сократить время выплаты компенсации с 6 дней до 30 минут с момента подачи заявления».

Мошенники не у дел

Подавляющее большинство страховых компаний сейчас активно работает над обучением искусственного интеллекта, способного выявлять мошеннические действия. Автострахование особенно сильно страдает от таких обманных манипуляций: по данным Всероссийского союза страховщиков, 49% случаев мошеннических действий в 2023 году приходилось на ОСАГО и 26% – на каско. 

Мошенники могут инсценировать аварии, преувеличивать ущерб или его стоимость, подделывать документы или намеренно повреждать автомобили с целью получить более внушительную страховую выплату.

Проблема действительно заметна: согласно аналитике платформы сопровождения страхования грузоперевозок «Цунами», в 2023 году крупнейшие страховщики получили более 2 тыс. потенциально мошеннических заявлений об урегулировании страховых случаев на общую сумму 452,7 млн рублей. Но благодаря искусственному интеллекту удалось избежать потенциальных потерь на 175 млн рублей (38% от общего объема заявленных убытков). 

Если раньше на проверку и анализ данных и на физические осмотры транспортных средств страховые агенты тратили значительное количество времени, теперь обученная нейросеть может проанализировать фотографию и сравнить ее с данными о заявленных повреждениях, а также обработать заявления о страховых случаях и отследить историю транзакций для выявления подозрительных действий. Согласно прогнозу Ильи Васильева, ИИ и машинное обучение будут все сильнее интегрироваться в автострахование, обеспечивая более глубокий и точный анализ данных для оценки рисков и определения стоимости полисов. 

Завершая разговор об автостраховании, нельзя не упомянуть о технологии, которая не относится к ИИ, но также помогает страховщикам, – это блокчейн. Он позволяет в реальном времени верифицировать и отслеживать все изменения в страховом полисе, обеспечивая защиту от подделок и несанкционированных изменений. В 2022 году первой компанией, внедрившей блокчейн в свою работу, стала ВСК (Всероссийская страховая компания), присоединившись к сервису «Цифровые банковские гарантии» на блокчейн-платформе «Мастерчейн». Это позволило компании снизить операционные риски, исключить вероятность фальсификации банковской гарантии и сократить процесс ее выдачи. 

Поставит диагноз, а потом выставит счет

Искусственный интеллект активно внедряется и в сферу страхования жизни и здоровья. Как сообщили в СОГАЗе, компания уже успешно использует ИИ для контроля соответствия выставленных медицинскими организациями счетов объему оказанных клиенту услуг по диагнозу. Искусственный интеллект обрабатывает все поступающие в компанию счета (а это более 17 млн страховых событий по ДМС в год) и анализирует их на такое соответствие. Обучен этот ИИ врачами-экспертами СОГАЗа с использованием накопленной базы данных. Используемая технология практически со стопроцентной точностью позволяет выявлять расхождения для дальнейшего уточнения с клиникой, уверяют в компании. 

Также в прошлом году СОГАЗ запустил технологию цифрового ИИ-помощника внутри приложения. Алгоритм работы интеллектуального симптом-чекера (сервиса, помогающего поставить диагноз на основании симптомов) основан на анализе более 3 млн обращений людей, застрахованных по ДМС, и регулярно обновляется за счет постоянного анализа новых обращений за медицинской помощью. Умный симптом-чекер позволяет клиенту сразу записаться на консультацию к профильному специалисту, минуя прием терапевта, и сократить количество личных визитов в клинику. В ряде случаев использование интеллектуального помощника позволяет сократить путь клиента от первых симптомов до консультации специалиста с двух-трех часов до нескольких минут.

Расширение возможностей

Основу страхования, как известно, составляет оценка рисков – именно эта оценка в конечном счете определяет стоимость и условия полиса. До сих пор страховые агенты полагались на статистические модели и исторические данные. Однако искусственный интеллект внедрил новые методологии и повысил эффективность. «ИИ помогает нам в оценке рисков для каждого клиента, что позволяет оптимизировать страховые полисы и делать их более персонализированными. С его помощью мы можем анализировать место эксплуатации автомобиля и состояние дорог, что часто помогает снижать стоимость страхования», – рассказывает основатель компании «Страховой брокер AMsec24» Антон Мельцов.

Еще один процесс, который сейчас выполняется в ручном режиме, но может быть включен в поле деятельности искусственного интеллекта, – это урегулирование страховых случаев. Так как эта процедура требует проверки большого количества документов, клиенту приходится достаточно долго ждать, пока не будет принято решение о компенсации. Обученная нейросеть же сократит это ожидание в разы ― с 30 до 10 дней и даже менее. 

Искусственный интеллект уже постепенно включается в процесс урегулирования убытков. Например, аграрии теперь могут не предоставлять справку Росгидромета о факте чрезвычайной ситуации: метод космомониторинга позволяет страховой компании самостоятельно подтвердить факт гибели урожая. Кроме того, страховые компании уже начали использовать беспилотники для инспекции объектов и получения снимков с мест аварий. 

Однако на данный момент многие возможности нейросетей остаются недоступными, потому что у страховых компаний не хватает больших массивов обработанных и упорядоченных данных. Недостаток данных и их неподходящий формат сегодня – главное препятствие при внедрении ИИ в страховую сферу. Даже если у страховой компании хранится очень много информации, в большинстве случаев это «грязные данные», с которыми нейросеть просто не может работать. Другая сложность – устаревшие системы хранения и обработки данных и другие широко используемые в прошлом технологии: они просто несовместимы с современными решениями. Плюс страховая отрасль сама по себе консервативна, в нее тяжело внедрить технологические новинки. 

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

ИИ – тоже риск

ИИ все шире внедряется в нашу жизнь, и Госдума уже приняла закон о страховании рисков от использования самого ИИ. Он обязывает работающих в экспериментальном правовом режиме (ЭПР) разработчиков технологий искусственного интеллекта страховать свою ответственность за возможный вред от применения таких технологий. Ранее страхование рисков в таком правовом режиме носило добровольный характер. 

Главным риском при внедрении ИИ в сферу страхования, как и в любую другую сферу, являются киберугрозы. Сами системы искусственного интеллекта могут подвергаться атакам и взломам, что может привести к утечке информации и замедлению работы. На решение подобных проблем страховым компаниям приходится выделять много ресурсов. Кроме того, в работе ИИ никогда не исключены искажения алгоритмов. В конце 2023 года на UnitedHealthcare, крупнейшую медицинскую страховую компанию в США, был подан коллективный иск, в котором сообщалось о неправомерном отказе в претензиях по расширенному уходу за пожилыми пациентами с помощью алгоритма искусственного интеллекта. Когда подобные отказы обжаловались судьями по федеральному административному праву, примерно 90% отменялись, что доказывало предполагаемую неточность алгоритма.

«Потребности компаний в страховании киберрисков ежегодно растут, особенно в реалиях санкций и технических ограничений. Однако на сегодняшний день мы не видим широкого спроса конкретно на страхование рисков, связанных с ИИ, – говорят в СОГАЗе. – Но можно ожидать, что вместе с расширением использования технологий ИИ в производственных и хозяйственных процессах компаний будет возникать и спрос на включение данных рисков в страховое покрытие».

Небольшой спрос на страхование рисков от внедрения ИИ позволяет страховым компаниям лучше подготовиться к росту этого самого спроса. Как сообщают в «СберСтраховании», сейчас перед законодателями и страховщиками стоит вопрос о содержании подобного страхового продукта. Нужно определить объем покрытия, способ фиксации инцидентов, виды рисков – и это только часть того, что предстоит сделать.

Изображение на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter