О том, как создавался один из крупнейших автомобильных холдингов России, что помогло ему благополучно пережить кризисы и успешно развиваться дальше, рассказывает директор по развитию бизнеса Группы компаний «АВТОРУСЬ» Кирилл Ким.

31 декабря 2023
Ксения Пискарева

В 2022 году ГК «АВТОРУСЬ» отметила 30-летний юбилей. Сегодня компания – один из ключевых игроков на отечественном автомобильном рынке. А с чего все начиналось?

В 1992 году все началось с розничной торговли автозапчастями. За 30 лет небольшой магазин на окраине Москвы вырос в холдинг, компетенции которого развиты в трех основных направлениях: розничная сеть из 17 торгово-сервисных центров, оптовая торговля автокомпонентами, продажа и обслуживание автомобилей.

Что же помогло добиться таких результатов? 

Первоначальный фокус на развитие розничной сети торгово-сервисных центров в Москве позволил получить огромный опыт на рынке послепродажного автомобильного обслуживания и внимательно изучить потребности клиентов. На базе успешной розничной торговли было запущено оптовое направление с собственной логистикой по всей европейской территории России. 

На сегодняшний день номенклатура продаваемой продукции выросла до 150 тыс. уникальных артикулов. За годы развития данного направления ГК «АВТОРУСЬ» вошла в число ведущих дистрибьюторов на российском рынке запасных частей, смазочных материалов, аккумуляторных батарей, шин и аксессуаров. Кроме того, в 2017 году мы запустили производство и активно развиваем дистрибуцию собственной торговой марки запасных частей GANZ и аксессуаров ARNEZI с совокупным годовым оборотом более 4 млрд рублей.

Одной из ключевых вех в развитии считаю диверсификацию бизнеса с фокусом на автомобильный сектор. В 2006 году ГК «АВТОРУСЬ» открыла первый официальный дилерский центр в партнерстве с брендом Kia. Это направление получило активное развитие: до 2021 года было запущено более 25 дилерских центров ведущих международных автомобильных брендов: Volkswagen, Audi, Kia, Hyundai, Skoda, Renault, Suzuki, Honda, Acura, Ford, GM, Mitsubishi. Стандарты и бизнес-практика международных автопроизводителей позволили качественно улучшить процессы в нашей компании и заложили хороший фундамент под дальнейший рост.

Можно выделить еще несколько важных факторов: динамичность принятия решений, фокус на сектор, в котором сосредоточена основная экспертиза, реинвестирование получаемой прибыли в инфраструктуру, развитие на собственных площадях и самое главное – команда, объединенная общими целями.

Как отразились на деятельности компании перемены последних лет?

Последние несколько лет для автоиндустрии в России – это серьезная проверка на прочность: приостановка деятельности из-за пандемии в 2020 году, кризис недопроизводства ввиду отсутствия чипов в 2021-м, переформатирование рынка в 2022–2023 гг. в связи с уходом известных международных брендов. 

Без преувеличения скажу, что с такими вызовами мы ранее не сталкивались. И на каждом из кризисных этапов была своя стратегия по продолжению бизнеса компании, сохранению персонала, инвестиционной активности и коммуникации с партнерами. Реструктуризация бизнес-процессов обеспечила достаточно высокую доходность по итогам 2020–2021 гг. В дальнейшем это помогло эффективно переформатировать дилерскую сеть под новые автомобильные бренды в 2022 и 2023 годах.

Кризис позволил посмотреть на наш бизнес под другим углом, увидеть узкие места и подсветить зоны развития. Считаю, что сложившаяся ситуация усилила нашу компанию, сделала ее более мобильной и адаптивной к изменениям.

Можно ли сказать, что в случае с ГК «АВТОРУСЬ» кризисы не только создали проблемы, но и предопределили новые вехи развития?

Сложившаяся ситуация заставила мобилизоваться, проанализировать все аспекты дилерского бизнеса, оптимизировать расходы, искать возможности для повышения эффективности и развития новых точек доходности. Мы увеличили объем закупок автомобилей с пробегом для обеспечения наличия на складе, усилили страховые и кредитные продукты, провели ротацию персонала, активизировали закупки новых автомобилей по параллельному импорту, а также расширили работу по открытию и запуску дилерских центров ведущих автопроизводителей из Китая.

На сегодняшний день портфель ГК «АВТОРУСЬ» включает 19 официальных дилерских центров 10 китайских брендов – Haval, Tank, Chery, Exeed, Omoda, Jaecoo, Changan, Jetour, Baic, Kaiyi. Кроме того, продолжается в сервисном формате партнерство с марками Volkswagen, Audi, Skoda, Kia, Hyundai, Renault, Suzuki, Honda.

Можно смело сказать, что компания успешно провела переформатирование своей дилерской сети и заложила надежный фундамент под развитие бизнеса с новыми партнерами и продолжение сервисного сотрудничества с действующими.

Когда идет речь о такой большой компании, всегда интересно – как осуществляется управление персоналом? 

Главное для наших сотрудников – удобство работы, комфортная среда, достойная оплата труда, возможность работы в стабильной компании, чувство причастности к ее успехам. Сотрудники компании вовлечены в продажи, у нас отработанная и продуманная система вознаграждения. Планы выстраиваются индивидуально в зависимости от бренда и отдела, в котором работает человек. Есть и соревновательный момент – по результатам каждого квартала вручается переходящий «Кубок лучшего сотрудника». Наши специалисты также принимают активное участие в общероссийских мотивационных программах, проводимых автопроизводителями. 

Также хочу отметить, что у нас очень дружный коллектив, периодически мы собираемся вместе и вне офиса, чтобы поиграть в футбол и пейнтбол, покататься на картинге, просто выбраться на природу.

Каков ваш личный путь в компании, какие задачи в ходе ее развития вы решали? 

В ГК «АВТОРУСЬ» я работаю более 13 лет. В октябре 2010 года я был коммерческим директором в команде, которая открывала первый дилерский центр Volkswagen в рамках холдинга. В мои задачи входило выстраивание работы отделов продаж, логистики и маркетинга, а также коммуникация с представительством марки по выполнению корпоративных стандартов и налаживанию процессов по ее регламентам. 

Несколько лет спустя я возглавил отдел развития автомобильного направления. Это была в определенной степени антикризисная мера. В 2015–2016 годах наша компания, как и многие другие участники российского авторынка, столкнулась с первой волной ухода брендов, в частности, такое решение приняли Honda и General Motors. На тот момент доля бизнеса с марками Honda, Acura, Opel и Chevrolet в портфеле ГК «АВТОРУСЬ» составляла более 60% совокупного оборота, в срочном порядке требовалось найти новых партнеров. В итоге удалось перестроить портфель брендов и продолжить дальнейшее развитие дилерской сети, увеличив количество центров с 8 до 23.

В 2018 году мои полномочия расширились за счет добавления отдела развития бизнеса автокомпонентов.

Какие цели стоят перед компанией сегодня, какие задачи вы считаете первоочередными?

Сегодня в определенной степени переходный период, мы заканчиваем ремонтные работы и переоборудование большого количества дилерских центров, идет активный набор персонала на новые предприятия, разрабатываются и внедряются стандарты представительств китайских автомобильных брендов. 

Российский автомобильный рынок претерпевает колоссальные изменения, и необходимо время, чтобы полностью адаптироваться, понять вектор развития и задачи новых партнеров. Основной целью является сохранение рентабельного бизнеса в действующих дилерских предприятиях холдинга, занятие прежней доли рынка и, конечно, удержание профессиональных сотрудников. 

Также ключевым вопросом является обеспечение оборотного капитала. При увеличении средней цены автомобиля до 2,5 млн рублей, а также росте продаж и открытии новых дилерских предприятий требуется дополнительное финансирование стока новых автомобилей. Данную задачу отношу к приоритетным.

Многих наших читателей волнует вопрос будущего авторынка России. Каким его видите вы? 

На будущее российского рынка с учетом сегодняшней конъюнктуры я смотрю достаточно оптимистично. Ряд автомобильных заводов продолжили операционную деятельность с привлечением новых партнеров, некоторые предприятия совместно с российскими инвесторами активно ищут возможности возобновления производства.

На российский рынок официально зашли более 20 китайских брендов, серьезность намерений которых подтверждается достаточно активным расширением модельного ряда, инвестициями в маркетинг и логистику, многие уже выстроили большие дилерские сети по всей территории России. И в ближайшей перспективе доля китайских автомобилей вырастет до уровня 70% рынка продаж новых автомобилей. 

Премиальные автомобили ведущих европейских и японских производителей будут поставляться по параллельному импорту, но объем продаж продолжит сокращаться ввиду высокой стоимости, логистических и административных ограничений. Многие автопроизводители анонсируют вывод на рынок широких линеек гибридных и электроавтомобилей. 

Как итог, обозримое будущее нашего рынка – это доминирование автопроизводителей из Китая, постепенная загрузка производственных мощностей на территории России, медленный рост парка электроавтомобилей, стабилизация объемов продаж на привычном уровне.

Наш выпуск посвящен нейросетям. На ваш взгляд – применимы ли они в современном автобизнесе? 

Новые технологии однозначно могут сэкономить время для решения ряда рутинных задач, в том числе и в автобизнесе. Искусственный интеллект может помочь с написанием текстов для типовых объявлений о продаже автомобилей, при коммуникации с клиентами, в анализе телефонных звонков менеджеров, в подготовке рекомендаций по переоценке автомобилей с пробегом. Также нейросети могут быть использованы в области управления маркетинговыми кампаниями для прогнозирования потребностей клиентов, создания фотоконтента, анализа привлеченного трафика.

Конечно, нейросеть не заменит специалистов, но уже сейчас этот инструмент может серьезно упростить им работу, сэкономив время для более персонализированных задач.

Что, по вашему мнению, определяет успех в бизнесе? 

На мой взгляд, как бы это  банально ни звучало, успех в бизнесе определяют люди, команда, которая правильно мотивирована и разделяет общие с компанией ценности. В сервисных и сетевых компаниях, к которым можно отнести и ГК «АВТОРУСЬ», очень важен баланс выстроенной системы и личной инициативы. А в текущих быстро изменяющихся обстоятельствах значимую роль еще играет скорость принятия решений, а также чутье, или бизнес-интуиция. Что касается моего личного лайфхака, то для достижения успеха важна открытость, готовность делиться и перенимать опыт. Такой формат общения с коллегами, партнерами, клиентами, когда делишься своими победами, ошибками, планами, очень мотивирует и вдохновляет, позволяет узнать о проблемах и процессах в деталях и, конечно, помогает объединиться для достижения общих задач.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter