Валерия, здравствуйте. У вас выдалась очень насыщенная весна – гастроли по российским городам. Что запомнилось из этого тура?
Действительно, в апреле, специально к гастролям, меня ввели в новую рок-оперу «КарамазоВЫ». Это замечательный спектакль, который я уже полюбила всей душой: легендарное произведение Федора Михайловича Достоевского, прекрасные либретто и музыка, сильный актерский состав. А голоса! Мне кажется, что в зале равнодушных не осталось. Зрители — чудесные!
Как вас встречала местная публика?
Нас везде принимали невероятно тепло. Поэтому поездка, хоть и была тяжелой из-за ежедневных сложных переездов, получилась приятной. Особенно запомнилось свободное время в Самаре, где мы смогли погулять и попробовать местных вкусностей.
Популярность, узнаваемость мешает или помогает вам в жизни? Охотно ли общаетесь с поклонниками?
Мне всегда важно отблагодарить зрителей за преданность, тепло и подарки. Эта любовь очень нужна, она заряжает нас на работу. А узнаваемость – признак востребованности. Это хорошо по умолчанию. Я никогда не прячусь. Не откажу в фото и автографе, но после – вежливо ретируюсь. Причина не только в моей интровертности, но и в необходимости соблюдения разумной дистанции. Это не звездность и не гордыня, а потребность в личном пространстве.
Кино или театр – чего из них больше сегодня в вашей жизни?
В последнее время доминирует театр: по пятнадцать – двадцать спектаклей в месяц. Плюс съемки на телевидении, концерты, репетиции и преподавательская деятельность. Еще я постоянно хожу на кастинги, поскольку открыта к новым предложениям. И если меня утверждают на интересную роль, всегда нахожу время для съемок.
Вы капризны в выборе материала?
Нет, я не делаю жестких ограничений по ролям и жанрам: главное, чтобы был интересный сценарий и яркий персонаж.
Чем, на ваш взгляд, примечательны нынешние актерство и режиссура по сравнению с образцами предшествующих пластов?
Современный театр невероятно разнообразен: выбрать то, к чему лежит душа, сегодня могут и артист, и зритель. Камерный и бытово-реалистичный театр, гротеск, антреприза, комедия положений, мюзикл, большая форма, классические драматические спектакли – что угодно! Нет определенной специфики и моды на жанры: любой замысел руками хорошего режиссера можно сделать очень интересным, актуальным и зрелищным.
Если говорить об истории кино, какой период вам наиболее интересен и какие мастера запали в душу?
Мои интересы достаточно разнообразны: люблю и советское кино, и европейское. «Мужчина и женщина» французского режиссера Клода Лелуша, «Вторая жизнь Уве» гениального шведа Ханнеса Холма, военные фильмы. Мне нравится Тарковский, ранний Михалков, а еще – Андерсон, Тарантино, Соррентино. И в целом – авторские художественные фильмы, где четко виден почерк режиссера, художников, сценаристов.
Перевоплощение – насколько это для вас энергоемко? Бывали ли травматичными «примерки» чужой судьбы на себя?
На себя я не примеряю ничью судьбу. У героев пьес и сценариев они одни, у меня – другая. Можно максимально вжиться в образ, чувствовать эмоции героини, реагировать на события от ее лица, но не терять контроль. Задача актера еще и в том, чтобы чувствовать пространство, видеть и слышать, что происходит вокруг, не выпуская из вида партнеров, отслеживая мизансцены. То же перемещение декораций может быть травмоопасно, отключаться нельзя ни в коем случае! Я могу в роли Анны Карениной отчаянно рыдать, стоя на краю платформы и готовясь к прыжку под локомотив, но при этом контролирую расстояние до поезда, наблюдаю за дирижером и оркестром, чтобы совпадать с ними музыкально. Держу юбку, чтобы ее не зацепили двигающимися креслами артисты ансамбля. В нашей работе важна многозадачность! (Смеется.)
В кино, наверное, все проще.
Ха! В кино я должна быть максимально достоверной, но при этом ловить свет, интонацию партнера, объектив камеры и каждое движение запоминать, чтобы при необходимости повторить их в следующем дубле один в один. Такая вот специфика.
Вы – мастер курса в ГИТИСе. Чему обучаете молодежь?
Я веду курс музыкального театра, где мы учим студентов не только петь и танцевать, но и работать в драме, поскольку она – основа профессии. Я рассказываю ребятам о своих ошибках, о навыках, которых мне не хватало. За последние годы наша профессия сильно изменилась: например, есть проекты, в которых утверждают по видеопробам, и нужно уметь снимать себя на телефон. Хочется говорить о том, что происходит здесь и сейчас в кино и театре, чтобы будущие артисты были готовы к любым вызовам и понимали, что нужно делать, как себя вести.
А помните, как сами поступали?
Помню. Однажды я увидела спектакль «Контрабас», влюбилась в Константина Аркадьевича Райкина и хотела у него учиться. Когда он набирал курс во МХАТе, мне было всего 14 лет, но я решила рискнуть и попробовать поступить после 9-го класса. Дошла до третьего тура, но со мной соревновалась девочка, которая экстерном оканчивала 11-й класс. И взяли ее, потому что так было проще с точки зрения документов!
Обидно было?
Очень, но осознание, что сама прошла три тура, да еще и во МХАТе, придало уверенность, что в следующем году точно поступлю. Но постараться пришлось – снова прошла все круги отбора и в результате поступила в Театральный институт имени Бориса Щукина, а мастером у меня был Юрий Вениаминович Шлыков.
Вы упомянули мюзикл «Анна Каренина». Чем они самобытны – наши отечественные мюзиклы?
Они созданы нашими постановщиками, а значит, менталитет совпадает у героев и аудитории. Все, что мы видим на сцене, понятно и близко зрителю, и оттого необычайно пронзительно. Для артиста это – свобода в воплощении образа. Здесь не контролируют все, вплоть до поворота головы, как в мюзиклах-франшизах. Поэтому каждый актер может добавить каплю себя в роль и спектакль, а зрителю интересно смотреть разные составы, сравнивать и выбирать своего любимого исполнителя. Мировое театральное сообщество тоже высоко ценит наши музыкальные спектакли. Так, права на постановку «Карениной» и «Монте-Кристо» купили в Китае и Корее. Это показатель того, что за нами хотят повторять.
Вам сложно было влиться в этот жанр?
Я выросла на советских музыкальных фильмах. С пяти лет играла в детских музыкальных театрах. Поэтому мюзиклы максимально близки мне по духу. И знаете, я горжусь, что являюсь артистом этого жанра.
Знаю, что вы еще и джазовая певица.
Я актриса, которая умеет профессионально петь, – это определение принципиально для меня. Пусть я пою с детства, но без актерского образования просто не выходила бы на сцену. В каждой песне мне важно наполнение: я раскрываю историю, несу мысль. Не могу иначе, не умею.
У каждого свое представление о счастье и благополучии. Каково ваше?
Женское счастье – это сын, мама, сестра, это мужчина, который может обнять и поддержать, с которым можно поделиться переживаниями, зная, что он поймет и поможет. Я тактильный человек, мне важно прийти домой и обнять своих любимых. Вот он, секрет моего счастья. Ну и конечно, востребованность в профессии.
Какая мелочь способна примирить с жизнью, если все из ряда вон?
Я всегда на позитиве, и скорее что-то должно случиться, чтобы у меня испортилось настроение. Еще радостнее я становлюсь от объятий ребенка, чашки кофе с утра, от завтрака, который мне приготовил любимый человек. Радуюсь, когда появляется свободное время, чтобы побыть дома с родными или наедине с собой.
Чего не прощаете людям, а на что готовы закрыть глаза, если «человек хороший»?
Никогда не закрою глаза на непрофессионализм. В остальном я не вправе судить людей: это их жизнь и их поступки. Но если меня что-то действительно задело, то впредь свожу общение к формально-уважительному. Нейтрально поздороваюсь и пойду по своим делам. Это что касается работы. А в обычной жизни всегда стараюсь искать компромиссы и не раздражаться попусту. Важно уметь вежливо донести до собеседника, что расстроило и почему. Но «бытовуха» меня не напрягает, я легко мирюсь с мелочами.
А с вами легко – и коллегам, и домашним?
Надеюсь, что коллегам со мной комфортно. Никаких конфликтов никогда не было, и надеюсь, что не будет. Всегда стараюсь быть максимально доброжелательной, вежливой, открытой, спокойной. Дома да: очень редко, но бывает – могу от усталости проявить характер, но любовь все прощает.
Чем вас легко можно порадовать?
Люблю получать цветы и от зрителей, и от любимого — и по поводу, и без повода (улыбается).
Как представители банковского журнала не можем не спросить о вашем отношении к деньгам. Что они значат для вас?
Для меня деньги – это возможность купить то, что мне нравится, поднять настроение, улучшить качество жизни. Это и одежда, и предметы интерьера, и образование сына. Мне никогда не жалко средств на ребенка и на наше с ним здоровье. Финансовая защищенность – это психологический комфорт. Поэтому, зарабатывая деньги, я думаю о том, что на них смогу купить что-то приятное и полезное.
Можете вспомнить свою самую импульсивную покупку?
Пожалуй, машина. Меняю буквально завтра (смеется).
Валерия Ланская родилась 2 января 1987 года в Москве.
В детстве занималась художественной гимнастикой и фигурным катанием.
С 1996 по 2002 год играла в музыкальном театре юного актера.
В 2006 году окончила театральный институт им. Б. Щукина.
Работала в театрах «Сатирикон», Вахтангова, Рыбникова и в Театре Луны.
Снялась в лентах «Заяц над бездной», «Кадетство», «Принцесса цирка», «Жизнь, которой не было» и др.
Ведущая актриса мюзиклов «Лиромания», «Губы», «Мэри Поппинс — Next», «Приключения Оливера Твиста», «Юнона и Авось», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Мата Хари», «Монте Кристо», «Граф Орлов», «Зорро», «Времена не выбирают», «Фанфан-тюльпан», «Анна Каренина».
Участница телепроектов «Ледниковый период 2» и «Ледниковый период — лучшее», «Повтори!».
В 2015 году родила сына Артемия.
В 2016 году вместе с Дмитрием Нагиевым вела третий сезон шоу «Голос. Дети».
В 2021 году приняла участие в шоу «Точь-в-точь».
В 2022 году возглавила курс музыкального театра в ГИТИСе.