В апреле 2024 года Роскачество заявило о резком сокращении поставок вин в Россию из большой винодельческой тройки: Испании, Италии и Франции. Эксперты связывают это с действием повышенной пошлины и трудностями с логистикой. Однако на ситуацию на рынке повлияло и изменившееся отношение к отечественному виноделию потребителей и инвесторов, которые наконец распробовали вкус российских вин.

7 июня
Иван Мишин

Выдохшийся импорт 

По данным регулятора, в декабре прошлого года импорт тихих вин из Франции и Испании по сравнению с аналогичным периодом 2022 года упал вдвое – на 58 и 59% соответственно, ввоз из Италии снизился на 38%. 

Тихие вина – это общее название вин, в составе которых не содержится углекислый газ. 

Причины кроются не только в произошедшем в августе прошлого года повышении таможенных пошлин на вина из недружественных стран с 12,5 до 20% (но не менее 1,5 доллара за литр). Свою роль также сыграли снижение курса рубля и рост затрат европейских производителей, в том числе из-за усложненной санкциями логистики. В результате крупнейшие импортеры осенью 2023 года повысили цены на базовые столовые вина в среднем на 40%, что привело к сокращению спроса на их продукцию. 

В пользу отечественных виноделов сыграл и уход некоторых иностранных брендов из нашей страны. По данным Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, если до усиления санкционного давления дистрибьюторы ввозили в Россию иностранные вина общей стоимостью более чем 1 млрд долларов, то в 2022 году – уже порядка 800–900 млн долларов. 

При этом рыночная конъюнктура продолжит смещение в сторону российского производителя. Участники алкогольного рынка говорят о том, что привезенные до осени прошлого года запасы в ретейле и у импортеров заканчиваются. А с мая 2024 года акцизы на вина и шампанское вырастут втрое, что приведет к очередному повышению цен на европейский алкоголь. По прогнозам некоторых экспертов, только в сегменте недорогих вин (то есть в пределах 400–1000 рублей за бутылку) стоимость продукции из недружественных стран может увеличиться до 15%. 

«Российские вина уже сейчас ничем не уступают винам зарубежным в любой нише. И, безусловно, у российского виноделия есть все шансы заместить продукцию из других стран. Для этого нужно время, помощь со стороны государства и формирование культуры потребления вина в стране», – отмечают в пресс-офисе одного из крупнейших российских винодельческих предприятий – компании «Фанагория». 

Впрочем, зайдя в магазин, вы не увидите пустых полок в винном отделе, ведь на одной Европе все не заканчивается. Сокращение доли «большой тройки» компенсируют вина Нового Света – активно растет завоз из стран БРИКС, особенно из ЮАР, которая увеличила импорт на 25%. 

Свою весомую долю на полках магазинов в последние годы заняли и российские вина. По данным Росалкогольрегулирования, в 2022 году на фоне ухода некоторых иностранных конкурентов производство тихих вин в России выросло на 10%. И этот рост продолжается: только за первые три месяца этого года отечественные производители нарастили выпуск тихих вин более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Импульс развитию отрасли придал новый закон о виноградарстве и виноделии: он научил ценить собственный виноград, ведь раньше можно было получать готовый балк [вино, поставляемое в больших контейнерах или цистернах. – И. М.] из-за рубежа и тоже считаться российским виноделом, по сути, не будучи им. В итоге вино из российского винограда перешагнуло планку в 50% на полках магазинов, о чем и мечтать было нельзя. В начале века эта цифра составляла от силы 15%», – говорит создатель и ведущий Telegram-канала «Вино и люди» Алексей Синельников.

Здесь будет сад

Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в РФ» вступил в силу еще в 2020 году, и одним из главных его нововведений стало то, что продукция, обозначающаяся как «вино России», должна быть произведена на 100% из винограда, выращенного на территории нашей страны. Принятие нового закона привело к повышению заинтересованности инвесторов в наращивании площади виноградников.

Подобный закон стал для России первым более чем за 100 лет и дал стимул отечественному виноградарству, которое находилось на грани уничтожения. До 1985 года площадь виноградников в РСФСР достигала 200 тыс. га. Но затем случилась и варварская кампания по их вырубке в рамках горбачевского сухого закона, и распад Советского Союза, и «лихие 90-е». В результате, по данным ООН, площадь виноградников в России к 2007 году сократилась почти вчетверо, до 55 тыс. га.

Подъему виноградарства способствует и государственная программа поддержки на период до 2025 года, которая предполагает субсидии на закладку и уход за виноградниками, частичную уплату страховой премии на случай утраты урожая, а также покрытие части затрат по инвестиционным кредитным договорам на развитие виноградарского хозяйства, заключенным на срок от 2 до 8 лет. Только в прошлом году федеральное правительство выделило 3,5 млрд рублей на поддержку виноградарям.

«Такого количества субсидий, компенсаций и программ в обозримом прошлом отрасль не видела. Если у страны не поменяются планы, то виноделие продолжит триумфальное развитие. Можно ли заместить все импортные вина? При таких темпах лет за пятнадцать, наверное, можно. Засадить все виноградопригодные земли юга, запустить мощные питомники для саженцев, освоить новые регионы, где можно массово выпускать несложные вина», – считает Алексей Синельников.

Shutterstock/FOTODOM

В последние три года российские виноградники увеличиваются на 3,5 тыс. га ежегодно, а их общая площадь впервые в современной истории России превысила 100 тыс. га. Побит и исторический рекорд урожая винограда: в 2022 году он достиг 890 тыс. тонн. Дальше – больше! Согласно разрабатываемой сейчас федеральной стратегии, к 2050 году в России планируется утроить площадь виноградников до 300 тыс. га, а производство вин – удвоить, до 1,2 млрд литров ежегодно. 

Однако планам может помешать проблема с доступностью современных средств агрохимии. В прошлом году от болезней пострадало до 90% урожая небольших хозяйств. При этом, по данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), за последние 15 лет спрос отечественных агрофирм на удобрения вырос втрое. 

Но проблема решается. В том же 2023 году в России произведены рекордные 59,3 млн тонн минеральных удобрений, а объем их поставки на внутренний рынок вырос на 3,8% год к году. И как заявлял в СМИ президент РАПУ Андрей Гурьев, при условии дальнейшего восстановления экспорта и развития национального рынка объем выпуска минеральных удобрений в России в ближайшие пять лет может увеличиться до 70 млн тонн ежегодно.

ВРЕЗ

Самое северное винодельческое хозяйство России располагается в Тверской области, в Нило-Столбенской пустыни: площадь монастырских виноградников превышает 0,5 га. В монастыре выращивают виноград нескольких сортов. Вино производится для собственных нужд и в дегустационных целях. 

Конец ВРЕЗА

Великие вина для великой страны

Всплеск интереса потребителей к отечественному вину вызван не только рыночной конъюнктурой и государственной политикой в области виноделия и виноградарства. Сегодня мы наблюдаем уникальный общественный феномен, когда алкогольные предпочтения потребителей смещаются от крепких к слабым напиткам. Так, по данным рейтингового агентства НКР, с 2018 по 2023 год потребление вина в России выросло на 9%. Во многом это стало результатом возрастающей популярности здорового образа жизни среди россиян. Но нельзя отбрасывать и влияние моды: сегодня понимать вино, учиться разбираться в нем в специализированных центрах считается хорошим тоном среди ценителей алкогольных напитков.

Эксперты подчеркивают, что если раньше было престижно наполнять погреба лучшими винами Европы, то сейчас в тренде российские виноградники. Это еще сильнее подстегивает интерес инвесторов вкладываться в отечественное виноделие. Появились новые бренды и проекты, которые претендуют стать заметными игроками на мировом рынке. 

«Виноделие стало модным. Самые разные люди приходят сегодня в этот бизнес, мечтая делать собственное вино. И бизнесмены, и «климатические беженцы» (на юге погода поприятнее), и романтики. Это даже немного похоже на поиск новой нефти или, если угодно, Эльдорадо», – замечает Алексей Синельников.  

Буквально на глазах изменились и подходы к ведению бизнеса. Раньше предприниматели входили в виноделие, не всегда понимая коммерческую цепочку, из-за чего формировалась завышенная цена на конечный продукт. Это приводило к тому, что крупные ретейлеры зачастую отказывались работать с небольшими виноделами и малыми партиями вин по своим операционным особенностям. Теперь же на полках магазинов все чаще представлен малый и средний бизнес, а его продукция реализуется за более разумные деньги. 

«Я думаю, что российское вино займет три четверти полки в ретейле, будет активно продвигаться в HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес. – Прим. ред.). Туда зайдет такой же процент вина, но позже, поскольку сегмент HoReCa несколько консервативнее. Постепенно виноделы освоят новые регионы – Алтай, Приморье, Черноземье, Татарстан. Я не верю в развитие онлайн-торговли в ближайшие годы, но рано или поздно это должно случиться. Тогда интересные вина от бутиковых хозяйств можно будет попробовать в любом уголке страны», – считает Алексей Синельников.

Конечно, винный бизнес долгосрочный. И как для получения хорошего результата после посадки виноградника должно пройти 7–8 лет, так и все виноделие как отрасль должно пройти долгий путь становления. Немало шагов уже сделано, и все вышеописанные позитивные тренды говорят о том, что отечественный винный бизнес идет в верном направлении. В России появятся свои великие вина, и они будут примером для всех остальных виноделов, которые также будут стремиться повышать качество своего продукта.

Фото обложки: Shutterstock/FOTODOM

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter