В этом году российскому краудфандингу в его современном виде исполнилось 11 лет. Благодаря «народному финансированию» были воплощены в жизнь многие творческие, социальные и технологические идеи. Рассказываем, как это работает сегодня.

11 сентября 2023
Андрей Сабынин

Прошлое и настоящее

Термин «краудфандинг» (crowdfunding) дословно переводится с английского языка как «финансирование толпой» (crowd – «толпа», funding – «финансирование»). Это один из популярных способов коллективного инвестирования, позволяющий собирать средства на реализацию проектов – коммерческих, социальных или благотворительных. Все пожертвования осуществляются через специальные площадки в интернете.

Несмотря на современную привязку к глобальной сети, история краудфандинга достаточно давняя. В России издревле строили всем миром храмы и памятники. Так, ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского собирали на народные деньги. Памятник самим освободителям тоже строили на пожертвования как знатных, так и простых граждан.

На Западе краудфандинг активно развивается с XVIII века. В 1713 году в то время малоизвестный английский поэт Александр Поуп перевел на английский язык пятистопным ямбом гомеровскую «Илиаду». Через объявление в газете The Daily Courant и письма известным людям он обратился с просьбой финансово поддержать идею публикации книги. В итоге она была издана немалым для того времени тиражом 750 экземпляров. 

В 1884 году на народные средства был построен фундамент для статуи Свободы в Нью-Йорке. Саму статую подарила Франция, но власти США отказались финансировать ее установку. Тогда американский издатель Джозеф Пулитцер через свою газету New York World обратился к гражданам. За пожертвование в один доллар можно было получить в качестве сувенира маленькую модель статуи. А за взнос в пять долларов – статуэтку крупнее и бесплатные билеты для всей семьи на церемонию открытия. Деньги тогда пожертвовали более 100 тыс. человек. 

В современном виде краудфандинг появился с развитием информационных технологий. Так, в1997 году поклонники британской рок-группы Marillion с помощью интернета собрали для музыкантов 60 тыс. долларов на тур по территории США. 

Современная история краудфандинга в России началась 7 июня 2012 года. В этот день был запущен первый российский краудфандинговый сервис – сайт Planeta.ru, который наравне с Boomstarter сейчас является самой крупной площадкой в нашей стране.

Три звена краудфандинга

В краудфандинге всегда участвует автор проекта и организатор сбора средств – фаундер (это может быть и один человек, и организация), у которого есть идея, но не хватает средств для ее претворения в жизнь, и инвестор или пожертвователь, который вкладывает ресурсы, преимущественно деньги, в запуск или развитие проекта, – бекер. Связующим звеном между ними служит краудфандинговая платформа.

В качестве благодарности за поддержку фаундеры обычно предлагают бекерам какое-либо вознаграждение. Оно может быть как материальным, так и репутационным (например, упоминание имени донора в выпущенной книге). Вознаграждение за свои услуги – определенный процент от суммы собранных средств – получает и инвестплатформа.  

По данным Банка России, на конец 2022 года на инвестиционных платформах было зарегистрировано 60,5 тыс. заемщиков. Объем рынка краудфандинга по итогам прошлого года составил 20,4 млрд рублей, что на 48% больше, чем объем привлеченных денежных средств за 2021 год (13,8 млрд рублей). Следует отметить, что краудфандинг широко востребован среди представителей малого и среднего бизнеса. Доля активных заемщиков – субъектов МСБ – от общего количества составляет более 91%. 

По данным исследования компании Statista, самые популярные сферы для краудфандинга – технологии и бизнес, разработка программного обеспечения, научные исследования и финансирование искусства, музыки и фильмов.

Алгоритм успеха

Главное в краудфандинге – идея. Если она будет достаточно увлекательной и «заразительной», фаундер сможет достаточно быстро собрать деньги и полностью реализовать свой проект. Надежда Корсакова, президент благотворительного фонда «Добросердие», реализовавшего на платформе Planeta.ru 25 успешных сборов, советует начинающим фаундерам: «Перед стартом своей кампании составьте описание целевой аудитории, которая поддержит сборы, и на основе этих данных четко опишите проект. Самое важное перед публикацией на площадке – продумать, как представить его вашим потенциальным инвесторам». 

Алгоритм краудфандинга на разных площадках в целом одинаковый. Оформив свою идею так, чтобы целевая аудитория четко понимала, на что именно собираются деньги, фаундер выбирает платформу и регистрируется на ней. Люди, которые заинтересовались проектом, вносят средства на счет проекта, размещенный на платформе, – личного взаимодействия фаундера с бекерами нет. Когда необходимая сумма набирается, фаундер выводит деньги и приступает к реализации проекта. При этом он вознаграждает доноров и представляет им отчет о том, куда пошли собранные средства.

Перед запуском проекта желательно пройти обучение, которое бесплатно предлагают площадки для краудфандинга. Обязательно следует посмотреть, какие успешные кампании прошли в данной нише за последнее время: важно понять, какие идеи люди готовы поддержать рублем. Не будет лишним качественно выполненное видеообращение к целевой аудитории с информацией об  авторе идеи, его целях, команде.

Надо понимать, что краудфандинг – это не способ собрать деньги на стартап, если их нет и больше неоткуда взять. Это не сбор пожертвований. Его надо рассматривать скорее как взаимовыгодное сотрудничество между предпринимателем и его потенциальной целевой аудиторией. «Краудфандинг – это хороший способ протестировать свой продукт, ничем не рискуя. При этом нужно быть готовым сдержать обещание. Если деньги собраны, идею придется реализовать и переслать обещанные лоты пользователям. Для нас это крайне важно, поэтому перед публикацией на сайте проекты проходят модерацию – заведомо нереализуемые идеи мы не пропускаем», – рассказал в интервью агентству ТАСС учредитель и сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский.

Ключевая ошибка – ждать, пока успех придет сам. Команда проекта должна активно рассказывать о своей идее в социальных сетях, СМИ, рассылать письма потенциальным инвесторам, искать поддержку у бизнеса и медийных личностей, которые могут заинтересоваться вашим продуктом. При этом импровизируйте по ходу реализации проекта и смело стучитесь в самые разные двери. Важно, чтобы потенциальные инвесторы почувствовали себя соучастниками чего-то особенного или даже великого.  

Актер и режиссер Глеб Данилов открыл с помощью нескольких кампаний краудфандинга в Калужской области Театр села – первый негосударственный сельский театр в России. В одной из кампаний он собрал 3 млн рублей на ремонт помещения и закупку оборудования. В интервью Агентству социальных инициатив Глеб вспоминает, что получал очень много отказов: «Когда проект не шел, это был один из самых тяжелых моментов моей жизни. Я не советую никому ставить большие цели краудфандинговых проектов, пусть они будут более досягаемые».

Иногда из социальных проектов рождается полноценный бизнес. Евгения Ханоянц запустила краудфандинг на Boomstarter, собрав средства на «голосовые» книги сказок, которые легко могут озвучить сами родители – нажатием всего одной кнопки. После реализации успешного проекта было создано мультимедийное издательство VoiceBook, а книга-диктофон была запатентована. В 2022 году выручка агентства превысила 50 млн рублей. 

Истории успеха

С помощью краудфандинга тестируют и запускают свои продукты многие стартаперы. За четыре года китайский стартап EcoFlow по разработке и производству портативных зарядных станций привлек более 20 млн долларов через краудфандинговые площадки США и Китая. В отличие от большинства китайских производителей, которые выходят на зарубежные рынки только после того, как испытали свою продукцию «дома», новая компания сразу запустила проекты на японских и американских краудфандинговых площадках. Здесь у аккумуляторных электростанций был максимальный потенциал: обе страны часто подвергаются стихийным бедствиям, а конечные потребители достаточно подкованы, чтобы оценить новый продукт.   

Результат был ошеломительным. На японской краудфандинговой площадке Makuake компания получила более 1,1 млрд иен (9,7 млн долларов). Жители США, уставшие от торнадо, собрали 1 млн долларов за первые же 10 минут. За двухмесячную кампанию основатели стартапа получили более 12 млн долларов, побив рекорд платформы Kickstarter по количеству финансируемых технологических проектов и заняв шестое место среди всех идей на сегодняшний день. Сам продукт попал в список 100 лучших изобретений 2021 года в категории «Устойчивое развитие», который составляет мировой еженедельник TIME.

«В результате уже во время своих первых кампаний на Kickstarter участники стартапа начали масштабировать продукт, создавая модульные, гибкие блоки питания, удобные для решения самых разных повседневных задач. «Новая технология не должна быть узкоспециализированной. Этим вы сужаете круг ее применения. Как минимум продукт должен иметь потенциал для масштабирования. Мы и сейчас продолжаем активно развиваться», – вдохновляет Айдос Искаков, руководитель отдела продаж компании EcoFlow в СНГ.

Технологические проекты в России реализуются в основном на Boomstarter. На этой площадке 2,5 млн рублей собрали разработчики первого российского экспресс-теста на коронавирус. Команда выпускников МФТИ разработала ушную клипсу для контроля уровня глюкозы в крови без прокола, собрав 833 тыс. рублей. 

Сейчас на Boomstarter идет сбор на реализацию новых интересных проектов. Так, Екатерина Мамот собирает 1,19 млн рублей на запуск ThermaTec – комплекса для скрининга рака молочной железы. Михаил Слесаренко запустил сбор на сумму 450 тыс. рублей на запуск первого этапа проекта производства портативных солнечных генераторов SOLinBOX мощностью 500–3500 Вт.

«Первому инвестору (особенно в hardware-проекте) очень важно, чтобы у стартапа был уже какой-то результат работы. По сути, это первые клиенты, которым стартап обещает какую-то ценность больше, чем клиентам, которые у них будут во время запуска. Вы предлагаете клиентам либо хороший дисконт на первые устройства, либо другие какие-то вознаграждения. И это позволяет вам собрать первую базу поклонников», – считает Алексей Шабаршин, владелец promopoisk.com, который помогал запускать IT-проекты на Planeta.ru и Boomstarter.

На сайте Planeta.ru благотворительный фонд «Новая планета» запустил сбор на сумму 3 млн рублей на реализацию уникальной технологии по переработке твердых бытовых отходов (ТБО). Группа ученых Сибирского отделения Академии наук разработала уникальную технологию по извлечению из ТБО солей тяжелых металлов на основе хитозановых молекул, что делает любую продукцию экологически чистой. Ученые-биологи вывели уникальные споры хищного гриба, которые увеличивают скорость разложения органических отходов в 15–20 раз. 3 млн пойдут на частичную разработку проектно-сметной документации наземного комплекса по переработке отходов. 

После кризиса

На фоне кризиса объем сделок на разных краудфандинговых площадках в 2022 году просел от 10 до 30%, сообщил весной этого года «Коммерсантъ».  В интервью изданию Кирилл Маскаев, директор по маркетингу коммуникациям и развитию платформы Boomstarter, отмечал, что на 50% выросли проекты, связанные с развлечениями. Сохраняется интерес к социальным и медицинским проектам. 

Получить финансирование из-за рубежа теперь практически невозможно. Раньше многие проекты в среднем на 10% финансировались зарубежными пользователями, в основном русскоязычными. Теперь им трудно отправить какому-то проекту деньги и получить свой бонус за вклад в кампанию. 

«Средний чек не упал, но запускается гораздо меньше проектов, многие взяли паузу в кризисный год. Например, часто бывало, что сначала составили одну смету, но вдруг цены резко меняются. Плюс волатильность на валютном рынке. Количество проектов, которые крутились на площадке в 2022 году, снизилось на 20–30%», – прокомментировал в интервью «Коммерсанту» сложившуюся ситуацию Федор Мурачковский. 

Другие варианты

Классический краудфандинг используется не только для сбора средств. С его помощью предприниматели, в том числе социальные, рассказывают о себе, своей идее, повышают узнаваемость бренда и привлекают новых клиентов. Для бизнесменов, которых интересуют только деньги, есть другие современные способы «взять взаймы» одновременно у большого числа людей.  

Краудлендинг – это предоставление процентных займов под финансирование проектов, размещенных на инвестиционной платформе. По сути, то же кредитование, но не банками, а физлицами. В качестве инструмента для дополнительного финансирования он широко используется компаниями, которым необходимо быстрое и кратковременное пополнение оборотных средств. Как правило, этим методом пользуются субъекты малого и среднего предпринимательства. Большая часть площадок ориентируется на компании, которые выполняют заказы по государственным контрактам, занимаются торговлей и инвестициями в коммерческую недвижимость. Лидеры рынка – площадки JetLend и «Поток». 

Активно в России развивается и краудинвестинг – инвестирование денежных средств в компании путем покупки их ценных бумаг, предлагаемых с помощью инвестиционной платформы. Для привлечения инвестиций краудинвестинг используют преимущественно крупные компании. Есть три вида краудинвестинга: получение дивидендов, пакета акций и части собственности предприятия. 

Большинство заемщиков на инвестплатформах осуществляют оптовую, розничную торговлю, операции с недвижимым имуществом, строительные работы. На них приходится 70% денежных средств, привлекаемых через платформы.

Источник: Банк России

Самым успешным краудфандинговым проектом в России считается выпуск по предзаказу альбома «Дудка» рок-группы «Алиса». Он завершился на платформе Planeta.ru 1 сентября 2022 года со сборами в размере 31,4 млн рублей. В кампании приняли участие 5 939 человек.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter