В день человек принимает тысячи решений: начиная с того, что надеть и по какой дороге пойти на работу, и заканчивая сменой работы, вступлением в брак или переездом в другой город или страну. Чтобы освободить мозг от перегрузок, нейроны делают выбор за нас, и мы живем по сценарию, предложенному бессознательным. Но так ли это плохо?

21 ноября
Анна Дубровская
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Муки свободы

В психологии выбор – это процесс, в котором человек принимает решения, основываясь на своих предпочтениях, эмоциях и обстоятельствах. Процесс также включает в себя оценку различных вариантов. Американский психолог Абрахам Маслоу очень точно подметил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Его коллега Сальваторе Мадди объяснял это тем, что человек всегда стоит перед необходимостью принять решение: остаться в прошлом или шагнуть в будущее. Мадди различает «выбор прошлого» и «выбор будущего». Первое – это приверженность привычному способу действия, который может привести к чувству вины за нереализованные возможности. Второе – стремление к новому, что связано с риском и тревогой, но способствует личностному росту.

«Немецкий психолог Эрих Фромм также рассматривал выбор как проявление свободы и выделял негативный и позитивный ее виды.Негативная свобода – это выбор в пользу чего-либо во избежание проблем, то есть «свобода от»: например, переезд в другой город как освобождение от давления общества или ограничений. Позитивная же свобода – это «свобода для», которая означает возможность действовать и развиваться», – говорит основатель Института адаптивного интеллекта Валерий Гут. 

По мнению Фромма, «свобода для» важна для роста личности. Он считал, что каждый человек ежедневно сталкивается с выбором и решает, насколько он свободен. Индивид может принять свою свободу и использовать ее или отказаться от нее, оставаясь в привычных рамках. Таким образом, для Фромма свобода – это не просто отсутствие ограничений, а возможность осознанно принимать решения и выбирать свой путь. Результат выбора зависит от того, насколько человек понимает ситуацию и осознает все ее аспекты.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Профессор Юзеф Козелецкий в книге «Психологическая теория решений» отметил, что в эпоху научно-технической революции принятие решений становится все более сложным, поскольку человек вынужден взаимодействовать со сложными динамическими системами (например, к ним относится выбор места работы или учебы) и совершать выбор в противоречивом контексте многих субъективных и объективных факторов. «Принятие рациональных решений в неопределенных условиях представляется трудным, так как человеку необходимо совершать анализ и обрабатывать объемы информации, часто превосходящие его возможности и компетенции», – комментирует доцент кафедры детской и подростковой клинической психологии Московского института психоанализа Ольга Каяшева. 

В XXI веке из-за расширения числа неизвестных переменных и большого числа альтернатив человек часто прибегает к рекомендации экспертов в определенных сферах. Например, при покупке акций – к советам брокеров, при формировании гардероба – к стилистам и байерам, в любовных делах – к психологам или брачным агентствам, а при выработке жизненной стратегии – к лайфстайл-блогерам. 

Но и выбор, сделанный рационально и на основе собственных знаний и опыта, совсем не обязательно будет правильным. Ольга Каяшева приводит пример из истории России начала XX века. Как известно, дворянство имело ряд привилегий в царской России, и служащие делали карьеру, стремясь войти в привилегированный класс общества, не обращая внимания на ситуацию в стране. Но после революции 1917 года сословия были упразднены, а негативные последствия для бывших представителей дворянства стали очевидны. Или другой, современный пример: попытки туристических компаний расширить бизнес в 2020 году, в разгар COVID-19. 

Мыслительные жвачки

Как неправильно сделанный выбор, так и неумение определиться, прокрастинация могут нанести вред человеку и его близким. Так, к примеру, взрослые дети остаются жить с родителями, «боясь» взросления. 

В клинической практике известна масса случаев, когда человек «застревает» в своих мыслях, размышлениях (руминациях, или «мыслительных жвачках»). При обсессивно-компульсивном расстройстве такое «застревание» становится мучительным, и человеку действительно трудно что-то решать в своей жизни. В этом случае, по словам психолога Юлии Архиповой, человеку нужна помощь специалистов.

В своих работах Зигмунд Фрейд рассказывал о невротических конфликтах, которые человек не может решить на сознательном уровне, поэтому спонтанное решение происходит на уровне бессознательного. Ольга Каяшева рассказывает об описании проблемы в работах Фрейда. Женатый мужчина встречается с любовницей. Жизнь с женой ему наскучила, но быт с новой пассией непредсказуем, вызывает беспокойство. Мужчина не может выбрать, с какой из женщин остаться. В результате, находясь в поездке, он совершает «ошибочные» действия. Подписывая конверты, он «случайно» помещает в конверт жены письмо для любовницы и, наоборот, в конверт для любовницы письмо жене. Мужчина, по сути, ставит женщин в известность о ситуации и перекладывает ответственность за выбор на них, занимая пассивно-ожидательную позицию.

Такая позиция свойственна не только неверным мужьям, но и топ-менеджерам и владельцам бизнеса. Поиск партнеров часто является важным и может определять успешность многих долговременных проектов. Иногда все рациональные доводы за то, чтобы заключить договор с партнерами, контрагентами, но интуиция «не позволяет» этого сделать. В результате бизнесмен бессознательно делает все, чтобы документы не были подписаны (неявки по уважительной причине на встречи, «случайные» опоздания, «забытые» печати и пр.). В результате партнером становится компания с формально меньшими перспективами, однако это в дальнейшем полностью оправдывается. Или не оправдывается. 

«Среди причин боязни принимать сложные решения не всегда психологические проблемы и расстройства. Это может быть недостаточный сон, профессиональное или эмоциональное выгорание, связанное со стрессом на работе, и другие объективные вещи», – говорит ментор по лидерству, селф-менеджменту, тайм-менеджменту, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Института международных экономических связей Светлана Гуськова. 

С коллегой согласна психолог, ведущая открытых консультаций Центра современной практической психологии «Форсайт» Анастасия Цупко. По ее словам, принимать решения – это точно такой же навык, как и все остальные. Вопрос заключается в том, что мало кто хочет нести ответственность за свой выбор и принимать последствия, которые идут вместе с этим выбором (особенно если оказывается, что выбор был не самым правильным или лучшим). 

17 млрд долларов на шоколадках

Экзистенциальная психология и сама жизнь учат тому, что отказ от выбора – это на самом деле тоже выбор. И если его не делаете вы, то за вас примут решение другие. Особенно ясно это проявляется в нейромаркетинге. 

В погоне за прибылью армия маркетологов использует для привлечения внимания и интереса к товару различные уловки: запах, цвет, эмоционально окрашенные фотокомпозиции, музыку. Например, в магазинах женской одежды благоухают ароматы ванили или лаванды. В мужских бутиках устанавливаются ароматизаторы с запахом древесины и кожи. В отделах кофе и чая в воздухе присутствуют нотки этих напитков, в развалах садовой мебели или летней продукции – запах свежескошенной травы, а в продуктовых точках – ароматы клубники и цитрусовых. 

Все потому, что положительные эмоции, вызванные запахом, музыкой или картинкой, – мощнейшие триггеры к импульсивным покупкам. Светлана Гуськова приводит в качестве примера такое исследование. Аналитики проверяли гипотезу, можно ли повлиять на ценовосприятие за счет эмоционального оформления ценников. Было выбрано четыре продукта и предложено два варианта дизайна: в первом случае ценники были традиционными, а во втором имели яркие картинки. Например, серебряное кольцо украшало фото улыбающейся пары, у кроссовок была зачеркнута старая, а сверху поставлена новая цена. Табличку со стоимостью бутылки виски сопровождало описание качества товара, а на ценнике монитора был изображен смайлик. Специалисты опросили 200 человек, которым показали оба варианта ценников. Эмоционально окрашенные предложения в глазах потребителей выступали явными лидерами. 

Люди хотят не просто покупать товар, но приобретать статус, образ жизни, счастье. Поэтому в рекламе майонеза или куриных окорочков фигурирует счастливая семья – молодые успешные родители с улыбающимися и хорошо учащимися детьми, а за айфоном последней модели выстраиваются очереди накануне первого дня продаж. Ольга Рыкалина, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова, подчеркивает, что, помимо функциональной ценности того или иного продукта, есть еще и эмоциональная, социальная ценность товара. 

Интересное предложение в своей книге «Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, формирующие наши решения» вносит израильско-американский экономист Дэн Ариэли. Он предлагает выпустить кредитную карту, которая бы способствовала планированию покупок. К примеру, заложить в карту функцию блокировки покупки шоколада, если траты на него превышают 50 долларов в месяц. Как показывает Ариэли в своих расчетах, если бы какой-то из крупных банков пошел на это, американцы сэкономили бы 17 млрд долларов в год, которые зарабатывают банки на процентах по потребительским кредитным картам. Интересно, если бы такой эксперимент провели, на какие маленькие радости было бы потрачено то, что не смогли потратить на шоколад?

Золотые слова 

Импульсивные покупки способны пробить брешь в кошельке, и в некоторых случаях им стоит противостоять. Как научиться делать осознанный выбор? Валерий Гут советует для начала изучить методы маркетологов: яркие цвета, привлекательные изображения, ограничения по времени действия скидок и акций. Когда мы понимаем принципы действия механизма, нам проще не поддаваться его влиянию. В любых ситуациях надо доверять себе и своей интуиции. Но для этого необходимо изучить себя и свои ценности, поставить цели, развивать эмоциональный интеллект и в целом жить осознанно. Тогда внешние воздействия будут меньше влиять на принятие решений. Человеку, знающему свои истинные задачи, проще сделать выбор, даже если этот выбор противоречит его сиюминутным желаниям. Он не боится последствий, а честно берет ответственность на себя и готов принять результат своих решений.

Чтобы не опасаться проблемы выбора, психологи также советуют больше отдыхать, перезагружаться, расслабляться. Целесообразно организовать режим труда и отдыха так, чтобы все важные решения принимались утром. И лучше отказаться от перфекционизма, который не дает спонтанно действовать и использовать предоставляемые жизнью шансы. 

А что касается человечества, то вопрос «правильности» в целом не имеет ответа: люди подвержены когнитивным ошибкам, могут действовать спонтанно, эмоционально, парадоксально, алогично и т. д. Многое зависит от того, на какой уровень интеллектуального и духовного развития вышел человек. Вопрос о «правильности» носит скорее либо философский характер, либо должен относиться к чему-то конкретному (к какой-либо конкретной деятельности, задаче и пр.). Стоит ли заставлять человека бороться со своим «бессознательным» и руководствоваться только рациональными решениями? А смысл, если есть вероятность, что человек совсем перестанет чувствовать себя счастливым?

Изображение на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter