Технологический колумнист New York Times Кевин Руз в своей книге «Устойчивы к будущему. 9 правил для людей в эпоху машин» рассуждает о том, что нужно делать людям, чтобы незаменимыми оставаться в мире технологий. Многие дискуссии о работе, которую не страшны роботы, страдают одним важным недостатком: в них слишком много внимания уделяется названиям профессий и слишком мало — тому, как на самом деле устроена та или иная специальность.
Большинство исследований в области искусственного интеллекта и автоматизации сосредоточены на оценке риска автоматизации для крупных профессиональных категорий и уравнивают шансы остаться ни с чем для всех учителей, архитекторов, производственных рабочих. Есть даже сайт WillRobotsTakeMyJob.сom, где можно ввести название своей профессии и увидеть, насколько велик в вашем случае риск потерять работу из-за автоматизации. В реальности многие профессии в конкретных условиях могут выглядеть по-разному, в зависимости от чего они очень легко, либо очень тяжело поддаются автоматизации.
Рассмотрим на примере. Художник — это и человек, занимающийся арт-терапией с аутистами, и парень, рисующий карикатуры. Врач — это и всеми любимый педиатр в маленьком городке, и рентгенолог-диагност, который только изучает снимки в лаборатории. Журналист — это и репортер, расследующий должностные злоупотребления и преступления на самом высоком уровне, и человек, резюмирующий отчеты о доходах корпораций для новостной ленты. Хоть профессия одна и та же, люди не одинаково рискуют потерять работу из-за внедрения искусственного интеллекта, потому что одни обладают комбинацией уникальных качеств, доступных только человеку, а вторые выполняют свою работу как роботы.
Еще один недостаток исследований, сосредоточенных на профессиях и рисках, — в том, что работа, кажущаяся рутинной и предсказуемой, на деле часто бывает совсем не такой. Возьмем, например, сотрудников службы транспортной безопасности в аэропортах. Каждый день они просят пассажиров пройти через досмотровые сканеры и проверяют багаж на наличие запрещенных предметов. Неквалифицированный монотонный труд, не так ли? Легко поддающийся автоматизации. Но оказывается, что сотрудники службы транспортной безопасности не только вглядываются в экран сканера в течение всего дня. Они решают непредвиденные ситуации, разбираются с нестандартными случаями: когда, например, у пассажира проблемы со здоровьем и он не может пройти через досмотровый сканер или человек путешествует без удостоверения личности. Они отыскивают потерянные вещи, успокаивают нервничающих пассажиров и подмечают едва уловимые особенности поведения, которые могут свидетельствовать об угрозе безопасности. Они занимаются еще миллионом других крошечных дел, которые вы ни за что не найдете в описании их должностных обязанностей, но без них работа любого аэропорта будет парализована. Машинам будет труднее заменить таких сотрудников. Поэтому беспокоиться о полной замене человеческого интеллекта искусственным не стоит, так как они просто неравноценны.
Да, новейшие технологии будут приводить к замене ручного труда машинным и полному исчезновению некоторых профессий, но, с другой стороны, появятся новые области деятельности, где будут востребованы новые специалисты. На первом месте в списке незаменимых в работе стоят люди творческих профессий, поскольку человеческий интеллект гораздо более гибкий и многогранный, чем искусственный. Он может находить нестандартные подходы к решению задач и обладает эмпатией. Искусственный интеллект — это всего лишь код. У него нет и не может быть места, которое испытывает эмоции или принимает решения, выходящие за рамки кода.
Также в цифровую эпоху перейдут профессионалы, поддерживающие городскую инфраструктуру (например, сантехники, электрики, садовники-дизайнеры), работники индустрии развлечений и религии, а также представители тех профессий, которые плохо алгоритмизируются, например, работники МЧС.
Цифровизация, безусловно, меняет мир, но люди почти любой профессии, умеющие находить в ней новые грани и точки роста смогут быть всегда востребованы.