Откуда взялась проблема c поставками?
Первая причина — это все еще последствия пандемии и сопутствующего закрытия границ. Сейчас об этом вспоминают реже, но многие запреты сохраняются до сих пор. Контейнерный кризис, или кризис глобальной цепочки поставок, в 2021–2022 годах нарушил отлаженные пути транспортировки, что привело к росту цен и дефициту товаров по всему миру. Например, в России выросли цены на товары из-за подорожания сырья для сельскохозяйственных товаров по всему миру в первой половине 2021 года.
Вторая причина — санкции в отношении России. В 2022 году многим производителям пришлось изменить свои товарные потоки. Международные морские грузоперевозчики не могут ввозить товары в порты на территории страны, а российские торговые суда также не имеют возможности зайти в порты Европы, Северной Америки, Японии или Южной Кореи.
Третья причина — рост цен на топливо, из-за которого увеличивается и стоимость перевозок. Например, авиакомпании вводят новые сборы и повышают фрахтовые ставки, чтобы возместить затраты на возросшие расходы. В конце концов эти расходы будут включены в стоимость товаров для конечных потребителей и цены на полках магазинов повысятся.
Как наладить цепочки поставок?
Одно из решений, которое позволит исправить ситуацию, — параллельный импорт. Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что временное разрешение параллельного импорта даст предприятиям возможность быстрее наладить новые цепочки поставок.
В список товаров для параллельного импорта включены те производители, которые остановили свою деятельность на территории РФ, — например, Lego, Siemens и BMW. Однако некоторые крупные производители предложили исключить из списка товаров для параллельного импорта косметику, парфюмерию, моющие средства и принадлежности для кофе. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев заявляет, что исключение этих товаров из параллельного импорта позволит избежать контрафакта, который может попасть на рынок под видом параллельного импорта.
Вторым решением, которое поможет наладить цепочки поставок, станет переориентация на Китай и страны Азии в целом. Российский бизнес уже начал работу с азиатскими внутренними рынками, а государство старается вести себя довольно гибко, поэтому ситуация постепенно стабилизируется. Так, «Ситилинк» вывела на рынок китайский бренд Ascoli и турецкий Grundig, а «М.Видео-Эльдорадо» договорилась о поставках с узбекским производителем Artel, на мощностях которого выпускается продукция Samsung.
Для решения проблемы с морскими грузами их придется транспортировать через Босфор в грузинский порт Поти или через иранский порт Бендер-Аббас в Персидском заливе. Но эти пути увеличивают стоимость транспортировки, поэтому задача с морскими грузами пока остается открытой.
Чего ждать дальше?
Бизнес, особенно международный, редко бывает простым занятием — предпринимателям постоянно приходится искать выход из сложных ситуаций. В случае с параллельным импортом речь идет о возросших расходах на перевозки, которые могут лечь на плечи конечных потребителей. Это невыгодно и для самого бизнеса, так как с повышением цены спрос на товары падает. Поэтому предприниматели ищут баланс, при котором они не окажутся в минусе, а потребители получат необходимые товары по адекватным ценам.
Генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров в интервью для Forbes рассказал, что улучшить ситуацию поможет завершение активной фазы политического и экономического кризиса. Это даст возможность снизить санкционную нагрузку и позволит международным компаниям продолжить работу в России, так как крупные игроки не хотят уходить из страны и терять долю рынка.