Кофейня Khosta Spot, Хоста (Сочи), Краснодарский край
Может ли кофейный бизнес быть актуальным на юге? Может, если твой основной товар не напиток в чашке, а настоящая серферская атмосфера и невероятный вид на море, за которыми приезжают со всей России.
Андрей, владелец кофейни Khosta Spot, Хоста (Сочи), Краснодарский край:
«Я вырос в Ижевске, и всю мою молодость меня сопровождали музыка, серф, желание жить и творить у моря. Всё складывалось так, что постепенно мои мечты и хобби превращались в профессию, а затем — в полноценный бизнес. Впервые я оказался на юге в 2015 году, в разгар зимы. Поездка стала точкой невозврата — я все продал и переехал в Сочи. Снял мастерскую и сначала стал конструировать доски для серфинга.
Кофейного бизнеса в Хосте тогда просто не было. Это казалось абсурдом — пить кофе летом. Но когда-то так же было в Москве и Питере. Я подумал, что было бы классно создать место, притягивающее заряженных людей, серферов, разделяющих твою энергию, чтобы им было где, условно, оставить ключи от машины и пойти серфить, а потом вернуться и выпить что-то, поболтать.
На старте вложил 20 тысяч рублей. Этого хватило на то, чтобы арендовать небольшое помещение, поставить кофемашину, закупить зерна, молоко, стаканы… В первый год дневные выручки были около 1000 рублей в день, а в 2017 году произошел переломный момент: серфинг стал олимпийским видом спорта, и юг начал постепенно развиваться. На себе мы это положительно почувствовали уже после ковида, когда стало больше туристов и тех, кто переезжает жить к морю.
Первые годы продавали около 300 чашек в месяц, почти вся выручка уходила на развитие. Было непросто и когда началась пандемия. Но после первых долгих локдаунов мы развернулись — сейчас продажи кратно больше. Мы выросли до бренда, который уже нельзя называть только кофейней. Это одновременно мастерская для изготовления досок, а с этого лета — креативное пространство для встреч, вечеров, коворкинга. Но главное, здесь обитает дух серфинга, и именно за атмосферой сюда и приходят, на мой взгляд».
Сыроварня «Минлебай», Нижнекамск, Татарстан
Чулпан долгое время занималась фермой в деревне под Нижнекамском. Со временем фермерское хозяйство переросло в увлечение сырами. Бизнес, начавшийся с кастрюли на 20 литров, вырос в настоящую сыроварню с магазинами в Нижнекамске и Казани. Помог «локальный» подход: нейминг на татарском языке и продажи через «сарафанное радио».
Чулпан, основательница сыроварни «Минлебай», Нижнекамск, Татарстан:
«Я жила в деревне, у меня было свое хозяйство в 300 голов. Параллельно я работала на заводе и о своем деле даже не задумывалась — пока меня почти силком не затащили на бизнес-форум. Сын мужа и раньше говорил мне, что сейчас модно варить сыр, но на себя я этот тренд не примеряла. А вот после форума вдохновилась — и сварила первую моцареллу!
Через две недели на сыре я заработала первые пять тысяч, через полгода уволилась с работы и целиком ушла в свой маленький бизнес. Росли быстро: кастрюлю в 20 литров заменила 50-литровая. На тот момент мы варили все еще в деревне.
Потом начали брать кредиты, продали квартиру, родители с деньгами помогли. До запуска магазина выручка составляла около 450 тысяч в месяц, после открытия стала от 1 до 1,7 миллиона. Под Новый год даже было 2,5 миллиона.
Сегодня у меня магазин в Нижнекамске, где за стеклом сыроварня, там мы перерабатываем 250 литров молока в сутки, плюс магазин в Казани и комната хранения сыров за стеклом.
Когда мы думали над тем, какой создать бренд, решили, что основной идеей будет продвижение культурной уникальности. Как я всегда говорю, «татары тоже могут варить сыр» — это наш негласный слоган. И все сыры, которые мы производим, имеют татарские названия. И это нравится и туристам, и местным. У меня в планах развить полноценный агротуризм в Татарстане.
В Нижнекамске я была первым сыроваром. Когда дело пошло в гору и меня начали узнавать, другие тоже стали варить на дому. Поначалу мои последователи думали, что конкурируют со мной. Я же, напротив, предлагала выставлять их продукцию у себя в магазине. Не вижу смысла конкурировать: клиенты одни, объединяться нужно».
Туры на Крайний Север от Лены Пены, Териберка, Мурманская область
Первая ассоциация с отдыхом в России — это южные регионы, ежегодно привлекающие толпы туристов. Но искатели приключений едут не туда: «открывать Россию» теперь модно с Севера, а именно с Териберки. И пока одни гиды водят туристов по уже устоявшимся маршрутам, другие делают ставку на «крафтовость»: организуют рыбалку, знакомят с местными и дают почувствовать настоящий дух северной деревни.
Лена, индивидуальный гид, Мурманская область (@lena_pena_trip):
«Я родилась в Сибири, и на европейский север России впервые приехала с компанией друзей несколько лет назад. У нас не было ни плана, ни маршрута: взяли машину, сняли квартиру — и вперед. Тогда я просто влюбилась в это место и подумала, что хочу возвращаться сюда снова и открывать тундру другим.
Я показываю “нетуристический Север”: знакомлю с местными, их бытом, вожу по этим бескрайним снежным просторам — туда, куда туристические автобусы просто не проедут. Не вожу большие группы: местные, видя кучу людей, никогда не поделятся с вами рецептом варенья из морошки и не сварят для вас уху из местной рыбы.
Начинала без какого-либо плана. Самый первый тур был по сути одиночный: я проверяла маршрут, отмечала интересные места, договаривалась о будущем взаимодействии. Конечно, на все уходят деньги. На первые поездки стоимость на человека указывала такую же, сколько у меня уходило «на себя», поэтому тогда почти ничего не заработала, зато привыкла к роли гида.
Тогда я провела 4 тура за два месяца. Научилась на ошибках спустя время, увеличила количество туров и рассчитала все заново — стало прибыльно, ушла необходимость работать на другой работе, а общее время в путешествиях выросло до 8 месяцев в год. Вообще на Север ездят либо “пакетом” через туроператоров, либо через частных гидов, как я. Со вторыми я вообще не конкурирую: мы все друг друга знаем и выручаем, советуем в качестве гидов, если количество желающих превышает количество мест в туре. А с туроператорами сложно: у них реклама масштабнее, они быстрее оказываются в поле зрения тех, кто ищет тур. Несмотря на это, никогда не хотелось прекратить возить людей на Север. Это и работа, и отдых, и всегда что-то новое».