Что такое cookies и как они появились?
В период зарождения интернета программисты придумывали собственные термины для разных явлений, что довольно логично, когда занимаешься изобретением языков на постоянной основе. Так появились magic cookies — небольшие фрагменты данных, передаваемые от одной программы другой. В 1994 году одному из разработчиков пришла идея передавать такие фрагменты данных в веб-соединении, чтобы идентифицировать пользователей, посетивших сайт. Также существует теория, что cookies были названы по аналогии со сказками про Мальчика-с-пальчика и Гензель и Гретель, в которых крошки выпечки тоже помогали проследить «путь пользователя».
Какие бывают cookies и как они используются?
Временные cookies
Пока мы серфим просторы интернета, мы непрерывно получаем и предоставляем различную информацию. Временные файлы, которые отвечают за то, чтобы этот процесс работал нормально, автоматически удаляются при закрытии браузера. Их и называют временными cookies.
Постоянные cookies
Когда сайты запрашивают у нас, согласны ли мы на сбор cookies, они спрашивают о постоянных данных. Это cookies, которые идентифицируют нас в интернете, поэтому при повторном открытии сайта его внутренние алгоритмы будут понимать, что мы уже здесь были и действовали определенным образом. Конечно, данные паспорта через cookies не собираются, но в памяти браузера остаются «записи» о том, что вы на этом сайте делали.
В целом cookies удобны: сайт автоматически понимает, какой язык вам нужен, часто подстраивается под геолокацию, показывая места рядом, сохраняет настройки личных предпочтений.
Сторонние cookies
Постоянные cookies сохраняют информацию о ваших действиях на конкретном сайте, и другим сайтам эта информация недоступна. Того же нельзя сказать, если сайт, помимо обязательных cookies, использует «сторонние», дополнительные cookies от рекламодателей. Они могут быть установлены на конкретный сайт, и если cookies от того же рекламодателя установлены еще на какой-то сайт, то он узнает о том, что вы этот сайт посещали.
Всплывающая реклама на сайтах после поиска какого-то конкретного товара — это тоже результат работы сторонних cookies. Рекламные компании, которые успели собрать информацию о том, что вы интересовались чем-то, формируют образ ваших предпочтений и затем предлагают то, что, вероятнее всего, вам понравится, в качестве всплывающей рекламы снова и снова. Cookies позволяют компаниям точнее выявить «своего» покупателя, поэтому они готовы платить большие деньги за то, чтобы сайты устанавливали их инструменты для сбора cookies. На основе этой информации настраивается точный таргетинг.
Как контролировать передачу информации в интернете?
Настройки браузера позволяют взаимодействовать с cookies, настраивая, какую информацию собирать можно, а какую нет. В разделе о конфиденциальности и безопасности вашего браузера можно поставить отметки:
· разрешить сохранение и чтение cookies;
· удалять файлы cookies при выходе из браузера;
· блокировать сторонние cookies.
Конечно, не все так просто: мы заходим на сайт, и появляется плашка «Согласны ли вы передавать cookies?» со ссылкой на пользовательское соглашение. Эта плашка позволяет обходить настройки браузера и все же собирать рекламным компаниям данные о вас (какие — как раз написано в соглашении, которое обычно остается непрочитанным). Однако некоторые сайты используют более продуманный подход: та же плашка позволяет выбирать, на сбор каких cookies соглашаться. Тогда стоит выбирать сбор только обязательных cookies, если не хочется потом мучиться от ненужной всплывающей рекламы. Ну а если же она все-таки появляется, возьмите в привычку периодически очищать cookies. Это также легко сделать внутри браузера или с помощью специальных программ.