Если раньше у нас стоял выбор между общественным транспортом и личным автомобилем, то с активным развитием технологий и появлением множества приложений выбор расширился. Давайте разберемся, при каком образе жизни вам нужна собственная машина, а когда можно обойтись каршерингом или такси.

17 февраля 2023
Наталья Владимирова

Личный автомобиль

Преимущества личного авто очевидны: это полная свобода. Можете ехать любым маршрутом на любые расстояния, перевозить любые (в рамках закона) грузы, даже курить в салоне. Вы не будете ехать на автомобиле с опасной неисправностью и можете оспорить несправедливый штраф. Но вместе с ним приходит и огромная ответственность, и дополнительные затраты.

Возьмем для расчетов популярный автомобиль экономкласса Hyundai Solaris мощностью 100 л.с. и допустим, что мы ездим по Москве. Средний пробег будет составлять, по статистике, 17,5 тысяч километров в год. Мы не будем учитывать стоимость самого авто в расчетах, а также проценты по кредиту, если машина куплена в кредит.

Машина изнашивается, и ее стоимость снижается — правда, сейчас не так сильно. В среднем амортизация составляет 10–18 процентов в год. Но с учетом ухода с рынка крупных компаний, возможно, через несколько лет вы сможете даже заработать на продаже вашего автомобиля на вторичном рынке. Пока предположим, что амортизация будет составлять 50–90 тысяч рублей «плюсом» к вашим расходам в год.

Свое авто требует заправки и мойки — такси и каршеринг (не всегда, в некоторых сервисах нужно заправлять авто самостоятельно) избавляют вас от этой нудной обязанности. Топливо обойдется в сумму около 74 тысяч рублей (АИ-95, расход 8 литров на 100 километров, стоимость литра — 53,27 рубля по состоянию на 3.02.2023). Мойка — от 8 тысяч рублей в год.

Поиск и оплата парковки — обязанность автовладельца. Как правило, возле офиса парковка обходится сотрудникам бесплатно, но также вы посещаете различные учреждения, торговые центры и кинотеатры, где с вас требуют внушительные суммы. В самых дорогих местах в столице час обходится в 450 рублей, в регионах обычно максимум составляет 100 рублей. Предположим, что вы тратите на парковку в среднем 150 рублей в час и хотя бы раз в неделю паркуетесь платно на час-полтора. Итого на парковку стоит заложить минимум 10 тысяч рублей.

Водителю также нужна страховка, и ее стоимость может варьироваться от 1600 до 7500 рублей без учета различных коэффициентов: возраста, стажа, мощности авто, КБМ, территории и так далее. Стоимость страховки может вырасти в десяток раз, если вам меньше 21 года, вы попадали в аварии, планируете делить руль с одним или несколькими водителями, живете в одном из дорогих регионов, например в Мурманске или Челябинске.

Наш Solaris обойдется в Москве примерно в 19 тысяч рублей в год, но может и дороже.

Техобслуживание — еще одна неприятная процедура. Каждые 10–15 тысяч километров придется менять масло и покупать другие расходники. Причем с учетом старения автомобиля сумма затрат будет увеличиваться. Кроме того, если возникнут поломки, пределов тратам практически нет. С увеличением возраста автомобиля расходы на техобслуживание будут повышаться. На него мы заложим еще 30 тысяч рублей.

А еще есть налоги! Размер транспортного налога зависит от мощности автомобиля, региональной налоговой ставки, количества месяцев владения транспортным средством и наличия надбавки за роскошь, если автомобиль относится к категории дорогостоящих. Транспортный налог на наш автомобиль составит 1200 рублей в год.

Добавим еще хотя бы 2000 рублей на штрафы: невозможно ездить целый год и ничего не нарушить. И получим около 144 тысяч — расход на автомобиль в год без амортизации и учета стоимости автомобиля (и процентов по кредиту, если он есть), а с амортизацией — 194–234 тысячи. Стоимость использования — 8,2 рубля за километр без амортизации и 11–13,3 рубля — с амортизацией.

Каршеринг

Каршеринг избавляет вас от многих проблем: с поиском парковки, мойкой, ремонтом, уплатой налогов. В отличие от такси, его легко взять в аренду хоть на 3 минуты — например, если вам надо отвезти что-то тяжелое недалеко. Есть тарифы и на несколько часов или даже дней.

А еще огромный плюс каршеринга в том, что можно взять в аренду разные авто под настроение или обстоятельства — хоть спорткар, хоть ретромобиль. Самые редкие варианты придется вылавливать через общение со службой поддержки: существуют определенные требования к водителям.

Но есть и серьезные минусы: предыдущий водитель может оставить грязь в салоне, в машине может быть какая-то неисправность, которую еще не успели починить.

А еще есть ограничения по зоне парковки и возможному расстоянию передвижения. Так что поехать за город удастся далеко не везде. Добавим сюда невозможность путешествовать в соседние города или страны.

В каршеринге клиенты платят не за километр, а за время. Стоимость отличается в зависимости от тарифа: поминутного, почасового или посуточного. В Москве средняя стоимость составляет 8–10 рублей за минуту аренды и 2–4 рубля за ожидание. Без пробок за час по городу можно проехать около 50 километров, но к этому стоит добавить возможные штрафы, которые падают на водителя и оспорить которые очень сложно. Так, 11 рублей за километр могут превратиться в 15. Выходит 192–262 тысячи рублей в год.

Такси

Огромный плюс такси — полная автономность в передвижениях. Вы можете выйти из авто хоть посреди пробки и пересесть на метро или даже на городской велошеринг. Кроме того, вам не нужны права, полная трезвость также необязательна. И никаких расходов сверх тех, что указаны в приложении.

Правда, есть человеческий фактор: водитель может оказаться крайне неприятным человеком, везти вас не туда, не так, громко слушать музыку, а сам автомобиль может иметь неисправность, о которой вы даже не узнаете, пока что-то не пойдет не так и ваши жизнь и здоровье окажутся под угрозой.

В такси есть масса ограничений: захотите перевезти что-то большое или недостаточно чистое, по мнению водителя, — встретите сопротивление и требование доплаты. Дети, животные — все это большие ограничения, увеличение стоимости поездки, времени ожидания.

Стоит такси очень по-разному, но мы для удобства возьмем Москву. Например, минимальная стоимость в Яндекс.Такси — 139 рублей (на февраль 2023 года), в нее включено 3 километра в пути, дальше стоимость — 10 минут за километр. Среднее время поездки составляет 21 минуту. Но такси придется пользоваться в дорогие часы — утром, вечером, когда компания использует повышающий коэффициент, увеличивающий стоимость поездки в 1,5–2 раза. Выходит 22,6 рубля за километр. Умножаем на год (предполагаем, что мы такси заменяем авто, на котором проезжаем 17,5 тысяч километров) и получаем 396 тысяч рублей в год.

Что выгоднее?

Очевидно, если считать по самому простому методу — по километражу, самый дорогой километр будет у такси, следующий — у каршеринга, а самый дешевый — у собственного автомобиля. В такси вы платите не только за машину, но и за водителя, поэтому такой расклад очевиден.

Но по факту выходит, что пользоваться своим автомобилем выгоднее, только если у вас:

  • большая семья с детьми и домашними животными;
  • автомобиль экономкласса;
  • вы ездите достаточно много, чтобы покрыть ежегодные расходы на обслуживание и амортизацию;
  • пользуетесь автомобилем аккуратно и водите без штрафов.

Если же у вас нет детей, вы не пренебрегаете общественным транспортом или же вы молодой водитель без опыта, то комбинация такси (на тот случай, если вы едете с вечеринки, устали, забыли права дома, идет дождь и так далее) и каршеринга обойдется дешевле.

Все цифры в расчетах актуальны на февраль 2023 года для Московского региона.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter