С одной стороны, мы часто слышим, что с возрастом у человека падает способность к обучению. С другой — диджитал-эпоха задает такой темп освоения новых знаний, что, кажется, учиться нам придется всю жизнь. Как ученые оценивают возможности обучения взрослых? Что такое lifelong learning? Как мотивировать себя узнавать новое? Разбираемся в этом материале.

6 апреля 2023
Наталья Владимирова

Что говорит наука

В обществе все еще бытует мнение, что наше интеллектуальное развитие продолжается до 30–40 лет, после чего человек перестает развиваться и начинает медленно угасать. Но, по данным исследований ученых, личностное и интеллектуальное развитие человека идет на протяжении всей жизни. Более того, только во второй половине жизни у мозга появляется способность к относительному и системному мышлению.

Еще в 1969 году выдающийся советский психолог и исследователь Борис Ананьев пришел к выводу, что взрослые обучаются не хуже детей, и даже предположил, что «в ходе развития взрослого человека имеет место возрастание степени обучаемости». Оказывается, наши интеллектуальные функции начинают угасать только в определенных обстоятельствах. Например, если человек психически болен или перенес несколько микроинсультов, которые были не замечены и не лечились. Или же когда человек просто недостаточно использует потенциал своего мозга.

Да, активное использование интеллектуальных способностей помогает сохранить ум. Свойство мозга на протяжении всей жизни менять свою структуру и образовывать новые нейронные связи называют нейропластичостью. А обучение — это один из основных способов эту нейропластичность сохранить. Например, у испытуемых, которые учатся играть на фортепиано, появляются характерные изменения в электрической активности мозга. Когда они сидят перед музыкальным инструментом, прослушивают композицию и думают о том, чтобы сыграть такие же ноты, в мозге происходят те же изменения, что и у участников, которые в действительности играют на фортепиано.

Страны, взрослые жители которых больше учатся, становятся богаче

Еще в 2009 году исследователи впервые обратили внимание на взаимосвязь между объемом ВВП на душу населения и уровнем охвата работающего населения профессиональным образованием. Чем больше взрослых учится, тем выше ВВП!

Сейчас в странах ОЭСР охват населения в возрасте 25–64 лет формальным и дополнительным образованием составляет 51%. Среди стран Европейского союза он ниже, 40,3%, — его понижают новые члены государственного объединения: Болгария (26,0%), Польша (24,2%), Румыния (8%), а также Греция (11,7%). Еще ниже он в странах Юго‑Восточной Азии, например во Вьетнаме — менее 5%.

По исследованию ВШЭ, которое основано на статистическом наблюдении, охватившем более 231 тысячи респондентов, доля россиян 25–64 лет, участвовавших в течение года в непрерывном образовании, составляет 43,2%. Если взять только занятых россиян того же возраста, показатель получится выше — 49,1%.

Учиться всегда — как работает lifelong learning

Концепция lifelong learning, то есть «обучение на протяжении всей жизни», — это непрерывный процесс приобретения знаний, навыков и компетенций. Сюда относится как формальная, так и неформальная учеба: среднее и высшее образование, курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары, чтение книг, онлайн-обучение, участие в социальных и культурных мероприятиях.

Термин lifelong learning стал известен в 1972 году, когда стартовала инициатива ЮНЕСКО, получившая название «Учиться жить». Одноименный доклад подготовила Международная комиссия по развитию образования, в которую входил и советский ученый — психолог Артур Петровский. В докладе высказывается идея о том, что доступ к постоянному образованию должен быть обеспечен для всех, вне зависимости от пола, возраста и достатка. Такой подход позволит повысить качество жизни людей и преодолеть проблему неравенства между странами.

Lifelong learning отличается от обычного образования в рамках школы или университета тем, что человек сам направляет себя в получении знаний и находит свой собственный, уникальный путь. Хотя, конечно, традиционные институты не исключаются из этой концепции — их просто нужно выбирать с умом, а не по указке родителей или в попытке скопировать чей-то путь.

Cегодня lifelong learning зачастую обсуждают в контексте смены вех в индустриях и рождении новых профессий. Еще до начала пандемии эксперты предсказывали, что в течение следующего десятилетия каждая третья работа, возможно, серьезно поменяется или совсем исчезнет из-за новых технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ), автоматизация и робототехника.

С появлением ChatGPT в конце 2022 года панические настроения стали усиливаться. Чат-бот, по мнению экспертов, представляет угрозу для представителей как минимум 20 профессий: маркетологов, преподавателей иностранного языка и литературы, географии, истории, права, философии, культурологии и религии, социологии, политологии, уголовного правосудия, психологии, деловой и межличностной коммуникации, социологов, политологов, юристов и других.

В общем, сама жизнь не оставила нам выбора — учиться новому придется так или иначе.

Как найти в себе силы учиться

Для начала побудьте собственным психологом и попытайтесь выяснить, что же на самом деле кроется за вашим страхом перед обучением новому. Можете даже взять листочек и выписать все ваши сомнения. Мы уже рассказали о том, что ваш мозг готов к учебе в любом возрасте, то есть эта отговорка не принимается.

Если вы учитесь не просто для саморазвития, а для смены профессии, то препятствий может быть несколько. Например, многие считают, что начинать с нуля в профессии после сорока — это поздно: никто не будет относиться к вам всерьез или вообще не наймет на работу из-за эйджизма. Но факты упрямы: пенсионный возраст повышается, а количество молодых работников на рынке снижается. По данным Росстата, за один 2021 год число молодых работников в России сократилось почти на полмиллиона человек. Причем такая тенденция наблюдается с начала 2010-х годов — сказывается демографическая яма 90-х.

Если вы считаете, что обучение — это «дорого», то думайте об этом как об инвестиции в будущее, которая скоро окупится. Кроме того, существует большое количество бесплатных курсов, а в некоторых случаях можно подавать запрос на финансовую помощь (например, на онлайн-платформе Coursera) и учиться бесплатно.

Помните, что вам не придется начинать совсем с нуля: даже если вы осваиваете совершенно новую область, вы уже умеете учиться, знаете, что вас мотивирует, а еще у вас есть ценные soft skills. Кроме того, у многих профессий есть точки пересечения.

Создавайте комфортные условия для обучения — благо сегодня технологии позволяют многое: доступ к контенту с любого устройства и из любой точки мира, ускоренное или замедленное воспроизведение, дополненная и виртуальная реальность и другое.

Важны также и чисто физиологические ощущения: удобное кресло, температура воздуха, спикер, который вас не раздражает манерой речи.

Чтобы понять, комфортны ли условия, важно отслеживать свои эмоции. Если вы внезапно устали от учебы и не можете себя мотивировать, прислушайтесь к себе: что именно вы чувствуете — скуку, раздражение? Отслеживайте и выписывайте свои эмоции, смотрите, что стало их причиной и можете ли вы ее устранить. Если нет, то еще раз перечитайте ваши цели и вспомните, ради чего вы во все это ввязались.

И помните, что сопротивление мозга изменениям — это абсолютно нормальная реакция здоровой психики. Перемены (даже потенциально к лучшему) — это стресс, наш мозг будет всегда воспринимать их как угрозу и пытаться остаться в той самой пресловутой зоне комфорта, экономя драгоценную энергию. Не злитесь на себя, если у вас что-то не получается или пропадает мотивация. Дайте себе больше времени и подпитайте себя чем-то, что вас всегда поддерживает.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter