В 2022 году в российской онлайн-торговле произошли, пожалуй, самые масштабные перемены с момента ее основания. В центре этих перемен оказались потребители, которые начали по-новому тратить деньги, выбирать товары и взаимодействовать с магазинами. Чтобы поддерживать продажи на высоком уровне, онлайн-предпринимателям нужно понимать, как изменились потребительские привычки. Разбираемся, какие приемы лучше всего работают в онлайн-торговле в 2023 году.

16 мая 2023
Евгений Смирнов

В 2022 году российские потребители по-настоящему полюбили онлайн-торговлю

2022 год стал рекордным для электронной коммерции в России. Оборот онлайн-продаж увеличился почти на 30% по сравнению с показателями 2021 года и достиг 4,98 трлн рублей. Средний чек составил 2010 рублей.

Большую роль в росте популярности онлайн-торговли сыграл уход с российского рынка западных брендов. Именно к онлайн-магазинам россияне обратились в поисках альтернативы любимым товарам, которые пропали из торговых центров и сетевых магазинов. В 3 раза выросли продажи инструментов и садовой техники, в 3,3 раза — продажи ювелирных изделий, почти в 2 раза — спортивных товаров.

Онлайн-покупки вошли у россиян в привычку: 73% посещают площадки онлайн-торговли хотя бы раз в месяц, 37% — каждый день. Удобнее стали сами приложения и сайты для онлайн-покупок, а также методы оплаты и доставки.

Покупатели стали разумнее подходить к тратам

Это не означает, что пользователи онлайн-магазинов начали тратить деньги без раздумья. Главным трендом 2022 года для потребителей стала экономия, поиск оптимальных цен и участие в акциях.

В 2022 году 72% покупателей предпринимали действия по сокращению расходов, 61% стали выбирать магазины с низкими ценами, 41% — искать товары по сниженной стоимости, 37% — покупать только необходимое.

Исследование Ассоциации компаний интернет-торговли показало, что 73% покупателей сравнивают стоимость товара на нескольких площадках, особенно если он представлен в онлайн- и офлайн-магазинах. В среднем перед покупкой конкретного товара потребитель сравнивает информацию о нем в четырех источниках.

Многие потребители также стали ждать крупных акций, чтобы купить товары. В 2022 году рекордной стала акция «Черная пятница»: количество платежей в российских онлайн-магазинах выросло на 41%, а обороты — на 22% по сравнению с прошлогодней распродажей. Число покупок в «Киберпонедельник» также увеличилось на 31%.

Выводы для бизнеса:

1. Один и тот же товар нужно продавать на максимальном количестве платформ. Задействовать нужно онлайн- и офлайн-каналы, так как потребители часто сравнивают цены между ними.

2. Скидки и специальные акции работают лучше, чем раньше. Не пропускайте большие распродажи на маркетплейсах и всероссийские акции.

3. Рекламные методы, которые стимулируют импульсные покупки, стали хуже работать. Покупатели взвешенно принимают решения о покупке и ценят полезную информацию о товаре, а не громкую рекламу.

Онлайн-покупатели стали внимательнее изучать товары перед покупкой

96% онлайн-покупателей читают отзывы о товаре перед покупкой. Около 80% сравнивают отзывы и рейтинг товара на нескольких площадках. Больше всего потребители обращают внимание на отзывы в следующих категориях:

— бытовая техника и электроника — 72%;

— одежда и обувь — 57%;

— товары для дома — 57%.

Вывод для бизнеса:

Поддержка клиентов и коммуникация с ними играют решающую роль в популярности вашего товара. Работайте с отзывами, оперативно отвечайте на вопросы о товаре и разбирайтесь с негативом до того, как он попал в отзывы.

Россияне ищут новые бренды и находят их на маркетплейсах

Из-за ухода западных брендов с российского рынка многие россияне в 2022 году начали искать новые товары. Почти 50% находились в поиске альтернатив привычным брендам, а 64% искали замену иностранным товарам среди российских брендов.

Удобнее всего искать новые товары и знакомиться с новыми для себя марками оказалось на маркетплейсах. Во второй половине 2022 года доля таких крупных онлайн-площадок, как Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, достигла 73% в общем количестве онлайн-заказов и впервые превысила половину всего объема электронной коммерции в России.

Однако диверсификация площадок крайне важна для покупателей. Лишь 10% покупают только на маркетплейсах, остальные 90% посещают различные онлайн-магазины. Покупатели также могут переключаться между разными устройствами: например, начать поиск товара с ноутбука, а совершить покупку уже в приложении с телефона.

Выводы для бизнеса:

1. Маркетплейсы в России достигли рекордной популярности и продолжают развиваться. Не игнорируйте этот канал для продаж и выставляйте товары на нескольких крупных маркетплейсах.

2. Онлайн-продажи — лучший канал для продвижения новых брендов.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter