Хорошая история может превратить коммуникацию вашего бизнеса из раздражающей рекламы в «цепляющий» контент для новых и действующих клиентов. Сторителлинг — один из самых эффективных методов в маркетинге, и применять его могут все — от больших брендов до индивидуальных предпринимателей. Объясняем, что такое сторителлинг и как он работает.

11 июля 2023
Евгений Смирнов

Что такое сторителлинг

Сторителлинг (от англ. storytelling — «рассказывание историй») — это процесс создания истории и ее представление для аудитории. В какой-то степени сторителлингом можно считать любую бизнес-коммуникацию. Элемент историй присутствует в рекламе, в тексте на странице «О компании» или в рассылке. Однако у всех этих форм коммуникации есть одна большая проблема: аудитории они кажутся скучными и навязчивыми. Сторителлинг позволит вам использовать всю внутреннюю кухню вашего бизнеса и идеи, которые вы в него заложили, в эффективной и свежей коммуникации.

Как работает сторителлинг в бизнесе

Когда вы используете сторителлинг в бизнесе, вы воздействуете на инстинктивную, глубинную часть человеческого сознания, которая тянется к историям на иррациональном уровне. Истории — одна из самых древних форм человеческой коммуникации. Они встречаются во всех культурах, а дети осваивают их раньше, чем другую форму мышления и аргументации.

Сторителлинг использует в маркетинге те же методы, благодаря которым нас так захватывают книги и фильмы. Мы ассоциируем себя с персонажами и с нетерпением ждем развития сюжета. Для маркетинга это отличный способ повысить интерес к бизнесу без лишних затрат.

В российском бизнесе есть много примеров компаний, которые использовали силу сторителлинга для расширения аудитории, привлечения инвестиций и формирования репутации бренда.

Основатель сети пиццерий «Додо пицца» Федор Овчинников начинал бизнес именно с историй. До того как он открыл первую пиццерию, он вел блог о предпринимательстве и написал книгу «И ботаники делают бизнес». Оба проекта показывают, как использовать истории на благо бизнеса: Овчинников открыто рассказывал читателям о трудностях и ошибках, делился финансовой информацией. За развитием его бизнеса следили, как за любимым сериалом. В результате он привлек 40 миллионов рублей на развитие компании.

Какие приемы стоит использовать в сторителлинге

В сторителлинге лучше всего работают те же методы, которые делают наши любимые истории в искусстве такими эффектными и запоминающимися.

1. Акцент на эмоциях

Самые запоминающиеся истории — те, что вызвали у нас сильные чувства. Важно решить, с какими эмоциями вы хотите связать ваш бизнес в восприятии аудитории. Эмоции могут быть разными на разных уровнях коммуникации. Например, в блоге вы можете рассказать о том, с какими трудностями столкнулась ваша компания и как вы их преодолевали — это заставит аудиторию сопереживать вам и подсознательно желать, чтобы вы вышли победителем в этой «битве».

2. Рассказывайте историю последовательно и систематично

Задача сторителлинга — создать яркую и запоминающуюся историю вашего бизнеса для аудитории. Эффективные истории отличает простая структура и четко выделенные темы. Определите главную мысль вашего сторителлинга. Удерживайте на ней внимание аудитории и не «разбавляйте» ее отвлеченными размышлениями.

3. Подогревайте интерес

Истории так хорошо цепляют нас, потому что нам хочется знать, что произойдет дальше. В маркетинговом сторителлинге отлично работают все те же приемы, что и в традиционных историях. Неожиданные повороты «сюжета» и напряженные незавершенные концовки (клиффхэнгеры) заставят аудиторию ждать следующих частей ваших историй.

4. Истории должны быть честными

Современная аудитория легко распознает фальшь и эмоциональные манипуляции. Именно поэтому она стала хуже реагировать на традиционную рекламу. Сторителлинг строится на взаимном доверии. Когда вы расскажете потенциальным клиентам о реальных проблемах вашего бизнеса, аудитория будет сопереживать вам, а когда расскажете о преодолении этих трудностях — искренне радоваться за вашу компанию.

Лучшие герои для маркетингового сторителлинга — реальные сотрудники компании, основатели стартапа или предприниматель, который ведет свое дело. Потребителям нравится поддерживать бизнес, за которым они видят реальных и похожих на них людей. Сторителлинг позволяет подчеркнуть эту связь и напомнить, кто на самом деле стоит за бизнесом.

В чем преимущества сторителлинга для бизнеса

Истории — это формат, который «продает сам себя». Благодаря этому сторителлинг привлекает новую аудиторию при меньших вложениях в рекламу, чем традиционный маркетинг. Обычные рекламные кампании требуют постоянных вливаний средств для выхода на более широкую аудиторию. Сторителлинг превращает ваш бизнес в интересную и потенциально виральную историю, на которую аудитория будет выходить сама.

Сторителлинг работает и на повышение лояльности существующей клиентской базы. Истории — один из самых эффективных способов донесения информации. Фильм или книга всего за несколько сцен позволяет нам понять эмоции и действия героя. Сторителлинг делает то же самое для бизнеса. Клиенты будут постоянно возвращаться к вашему бизнесу, потому что для них он станет знакомым персонажем, за историей которого они хотят следить.

Сторителлинг — отличный инструмент как для больших, так и для малых компаний. Крупные бренды используют истории для поддержания репутации, при помощи них они рассказывают миру о своих идеях. Для малого и среднего бизнеса истории — это способ рассказать о себе аудитории в запоминающейся и оригинальной форме. Компании могут быть похожи друг на друга, но у каждой из них есть уникальная история. Тот, кто сможет рассказать эту историю, окажется впереди конкурентов.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter