Даже самый грамотный и справедливый руководитель не застрахован от конфликтов с работниками. Заработная плата, причиненный материальный ущерб, отказ в приеме на работу, незаконное увольнение, компенсации и гарантии — это лишь малый список причин для возникновения конфликта между работодателем и работником. Важно понимать, что любой трудовой спор лучше разрешить в досудебном порядке, чем тратить время, нервы и деньги в суде. Еще одним новым инструментом в решении этого вопроса является новый сервис «Онлайнинспекция.рф» — он поможет защитить права сотрудника и проконсультирует предпринимателей в сфере трудового права.
Досудебный порядок разрешения споров — какой он?
Стоит отметить, что трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные — это влияет на правила решения разногласий в различных ситуациях.
Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ). Сторонами конфликта в этом случае могут быть как работодатель и действующий сотрудник, так и бывший работник, претендент на должность.
Для досудебного разрешения индивидуального трудового спора предприниматель должен создать в компании комиссию по трудовым спорам (КТС). Важно помнить, что законодательно определен перечень трудовых споров, которые не рассматриваются в КТС — они зафиксированы в ст. 391 Трудового кодекса РФ. Если не создать КТС в компании, предпринимателя могут привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.
Работодатель в своем приказе определяет состав лиц компании, которые входят в КТС, а также утверждает локальный акт, регулирующий ее работу. Помимо работников компании, в КТС также могут входить представители профсоюзов. Так, КТС должна провести заседание и разрешить трудовой спор в течение 10 дней со дня подачи заявления работника (ст. 387 ТК РФ).
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ). Такие трудовые споры обычно решаются специально созданными примирительными комиссиями, при недостижении согласия — независимым посредником и только потом в трудовом арбитраже.
Еще одна инстанция, куда могут пожаловаться недовольные работники, — трудовая инспекция. Предпринимателю стоит быть готовым к тому, что работник может подать жалобу, минуя КТС, а ведомство инициирует проверку на предмет законности действий в отношении работника. При выявлении нарушений предприниматель получит предписание об устранении нарушений и может быть привлечен к административной ответственности, однако полностью разрешить трудовой спор в этом случае смогут только КТС или суд — например, доплатить удержанные суммы из заработной платы или компенсацию.
В чем поможет предпринимателю сервис «Онлайнинспекция.рф»?
В июле этого года Роструд запустил специальный инструмент, который помогает решать трудовые разногласия, — сервис «Онлайнинспекция.рф». Согласно его статистике на 1 сентября, было рассмотрено уже более 500 тысяч обращений и предоставлено более 150 тысяч консультаций.
Так, работник в любой момент может оставить свое обращение на сайте «Онлайнинспекция.рф», после чего оно автоматически переходит в личный кабинет компании на этом сайте — для регистрации работодателю необходимо иметь профиль юридического лица на сайте Госуслуг. Также письмо поступает работодателю на адрес электронной почты, указанный в профиле. Важно отметить, что предприниматель обязан ответить сотруднику в течение 10 рабочих дней. По истечении срока работник может направить жалобу в инспекцию по труду. Любой трудовой спор можно не доводить до штрафов и суда, если мирно его урегулировать.
Сервис имеет и другие полезные функции, и вот основные:
- разрешение разногласий между работником и работодателем;
- консультации и вопросы в сфере трудовых отношений;
- самопроверка компании на предмет соблюдения трудового законодательства;
- онлайн-сервис обращений в инспекцию по труду;
- банк сведений об организациях;
- сервис досудебного обжалования.
Ресурс имеет и другие полезные функции, например типовую библиотеку трудовых ситуаций для работодателя и работника, — предпринимателю точно стоит убедиться в этом на практике.
Когда без суда никак
К сожалению, не все трудовые споры получится разрешить в досудебном порядке. Предпринимателю важно понимать, что работник может пойти защищать свои трудовые права в суд. Сделать это он может в случаях:
- отказа в приеме на работу;
- исков к работодателю — религиозной организации, физическим лицам без статуса ИП;
- требования восстановить на работе;
- требования изменить дату и причину увольнения;
- требования перевода на другую работу;
- взыскания оплаты за время вынужденного прогула или выплаты разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
- нарушения работодателем порядка обработки и защиты персональных данных сотрудника;
- требования о компенсации морального вреда;
- по трудовым спорам, когда не принято решение КТС или при несогласии работника с ее решением, а также по заявлению прокурора о незаконности принятого КТС решения.
Работодатели также могут обращаться в суд — например, в случае возмещения причиненного работником материального ущерба.
Так, если судебного процесса избежать не удалось, стоит выделить отдельную сумму в бюджете на услуги юристов. Трудовые отношения — дело тонкое, поэтому представление интересов в суде лучше доверить квалифицированным специалистам.
Таким образом, предпринимателям стоит уважительно и внимательно относиться к своим сотрудникам и разрешать взаимные разногласия сразу и в досудебном порядке, соблюдать требования трудового законодательства и разрабатывать документы в соответствии с их требованиями, вовремя обращаться за юридической помощью и проходить периодическую самопроверку на соблюдение трудового законодательства.