С их помощью можно оплатить продукты в магазине, услуги ЖКХ, совершить денежный перевод маме или заказать новый телефон в интернете. Это стало настолько привычным, что мало кто задумывается о безопасности своих личных данных и денежных средств. При этом, в 2019 году количество уголовных дел о мошенничестве с банковскими картами возросло в 4 раза. Это более 200 тысяч преступлений.
Разберёмся, как обезопасить себя. В этой статье эксперты ответят на самые популярные вопросы держателей банковских карт.
Вопрос: Есть какие-то основные правила использования карты? Слышал, что никому нельзя говорить пин-код и код CVC/CVV, это правда?
Ответ эксперта:
Нужно соблюдать два главных правила для безопасного использования банковской карты:
- Никому нельзя говорить свой пин-код, даже сотруднику банка. По сути, пин-код — это вид электронной подписи владельца карты. Он защищает её от действий мошенников.
Вводить пин-код нужно только в определённых случаях:
- денежные операции в банкомате (когда снимаете и вносите наличные, совершаете переводы и т.д.);
- расчёт за оффлайн товары и услуги через платёжный терминал; если у вас бесконтактная карта, то пин-код необходимо вводить только при покупке свыше 1000 рублей.
Пин-код не нужен при:
- совершении покупок в интернете;
- операциях в интернет-банкинге — это действия держателя карты через личный кабинет на сайте банка;
- входе в отделение банка, где карта используется как ключ.
- Код CVC/CVV — это специальный код, который подтверждает подлинность банковской карты. Он нужен для совершения покупок в интернете. CVC/CVV код размещён на обороте карты. Это, кстати, сделано не просто так. Такое расположение создаёт дополнительную защиту от злоумышленников. Например, от недобросовестных продавцов, у которых камеры видеонаблюдения установлены у кассы.
Никому нельзя сообщать этот код. Даже сотрудники банка не имеют права спрашивать у вас номер CVC/CVV. Так что если вам позвонят из банка и потребуют сказать этот код — это мошенники.
Вводить код CVC/CVV для покупок в интернете нужно. Однако, будьте внимательны и совершайте покупки только в проверенных магазинах. Для онлайн-шоппинга в незнакомых местах лучше создайте виртуальную карту и переведите на неё необходимое для покупки количество денег.
Как создать виртуальную карту?
1. Зайдите на сайт вашего банка и войдите в свой личный кабинет.
2. Выберите блок “Карты”, “Заказать карту”, а затем подходящий вам вариант.
3. Заполните заявку, подтвердите свои данные и ожидайте готовность карты.
Виртуальная карта обладает своими полноценными данными: номер, срок действия, код CVC. Но их не страшно вводить в незнакомых местах, потому что мошенники не спишут денег больше того лимита, который вы установили. Кроме этого, её всегда можно просто удалить, и данные станут неактуальными. Обычно такая карта оформляется быстро и бесплатно.
Пример
Андрей увидел в интернет-магазине очень дешёвый телефон. Решил заказать, но перестраховался и создал виртуальную карту. Перевёл на нее 1000 рублей и оформил заказ. Андрею пришло сообщение, что на его карте недостаточно средств для совершения покупки. Он зашёл в свой личный кабинет и увидел, что продавец хотел снять 5000 рублей. Но благодаря виртуальной карте Андрей сохранил в безопасности свои деньги.
Вопрос: Мой телефон привязан к карте. Если я его потеряю, что делать?
Ответ эксперта:
В телефоне у всех установлены приложения банка и привязаны карты. Современные смартфоны и банковские приложения хорошо защищают личные данные. Для разблокировки телефона установлен пароль, а для входа в мобильный банк — ещё один. В случае потери или кражи, телефон заблокируется, если пароль не подойдёт несколько раз.
Но самым уязвимым местом является ваша сим-карта, если на ней нет пин-кода. Мошенники могут вставить её в другой телефон. Если на сим-карте нет пин-кода или установлен стандартный 0000, то они сразу получат доступ к вашей почте, соцсетям и банковским приложениям.
Что делать?
Позвоните в банк и сообщите о случившемся. Там заблокируют вашу карту, а номер телефона внесут в стоп-лист, и операции по нему будут невозможны.
Как обезопасить себя
- установите пароль на телефон;
- настройте автоблокировку экрана;
- установите пин-код на сим-карту, отличный от стандартного;
- не храните в телефоне фотографии банковских карт.
Вопрос: Где лучше хранить карту? Правда, что со временем она может размагнититься от мобильного телефона?
Ответ эксперта:
В теории, карта может размагнититься от мобильного телефона, так как он обладает магнитным фоном. Но вероятность этого крайне мала. Я ношу свою карту под чехлом телефона постоянно, и с ней всё в порядке.
Банковские карты не просто так выпускают сроком на 3-5 лет (он указан на лицевой стороне), так как они со временем изнашиваются. Банковская карта состоит из пластика, в который встроен чип и магнитная лента. Поэтому её нельзя мочить, сгибать, подвергать воздействию очень низких или высоких температур и действию магнитов.
Самый удобный и безопасный вариант — не носить пластиковую карту с собой. Лучше установите на мобильный телефон бесконтактные платежи и оплачиваете свои покупки через PayPass. Сделать это можно в мобильном приложении вашего банка. Такая функция доступна на смартфонах с NFC — технологией беспроводной передачи данных. Можно хранить карту по-старинке в кошельке или кардхолдере. Плюс такого хранения в меньшем изнашивании карты, минус — в безопасности.
Вопрос: Что делать, если банковский терминал зажевал карту? Как обезопасить себя во время операций в банкомате?
Ответ эксперта:
Если банкомат не выдаёт карту, не нужно паниковать, стучать по нему, нажимать все кнопки подряд или отключать банкомат от сети питания. Что можно попробовать сделать:
- подождите немного, возможно, произошла техническая ошибка;
- если вы находитесь в отделении банка, обратитесь к сотруднику;
- на каждом банкомате указан телефон горячей линии; позвоните по нему, вас попросят назвать ФИО, номер карты, ответ на контрольный вопрос и серийный номер банкомата; вероятнее всего, вам предложат заблокировать и перевыпустить карту.
Терминал проглатывает карты не просто так. Обычно он делает это ради вашей же безопасности:
- если вы трижды ввели неправильный пин-код;
- если вы пользуетесь заблокированной или просроченной картой;
- если на карте есть механические повреждения;
- если вы забыли карту в терминале, то есть не забрали карту после обслуживания в течение времени, указанного на экране;
- если у терминала возникли технические неполадки.
Правила безопасности:
- Старайтесь не пользоваться сомнительными банкоматами;если банкомат расположен в странном месте или оснащён дополнительными девайсами на клавиатуре или экране, то лучше найдите другой;
- Когда вы вводите пин-код, прикрывайте клавиатуру ладонью;
- Не пользуйтесь банкоматами, которые требуют пин-код для доступа в помещение;
- Не вставляйте карту силой, она должна входить легко.
Вопрос: Как отличить сотрудника банка от мошенника, если мне звонят или пишут СМС?
Ответ эксперта:
Отличий банковского сотрудника от мошенника всего два:
- сотрудник банка звонит с номера телефона, который указан на сайте банка;
- он не запрашивает информацию, которую нельзя разглашать — пин-код и код CVC/CVV вашей карты.
Пример диалога с сотрудником банка:
— Здравствуйте.
Случайно перевёл деньги на чужую карту, ошибся на одну цифру. Хочу отменить
перевод. Как это можно сделать?
— Здравствуйте. Назовите, пожалуйста, ФИО, секретное слово-код и номер карты
для идентификации вас как клиента. А также точные сведения о переводе: сумму,
реквизиты получателя, дату и время.
Пример диалога с мошенником:
— С вашей карты был совершён подозрительный перевод в Уфу на сумму 20 000 рублей. Вы совершали его?
— Нет.
— Мы хотим отменить перевод. Для этого назовите номер карты и код CVC, который указан на обороте карты.
Цель мошенников — узнать пин-код, код CVC или код из СМС сообщения от банка.
Они используют отработанные схемы развода:
- Звонят из «банка» и говорят, что ваша карта заблокирована или с нее был совершён денежный перевод, который можно отменить. Просят назвать все данные, в том числе код CVC/CVV.
- Из «банка» приходит СМС с аналогичной информацией.
- Пишут в соцсетях, мессенджерах или СМС о срочном переводе другу, который попал в чрезвычайную ситуацию. Без паники. Просто позвоните человеку, прежде чем переводить деньги.
- Кража карты. В таком случае её нужно срочно заблокировать, чтобы злоумышленники не успели снять деньги.
- «Покупатели» с Авито, Юлы и других площадок, которые готовы внести аванс за товар и для этого запрашивают номер карты и код CVC/CVV.
Вопрос: Безопасны ли покупки в интернете с онлайн-оплатой?
Ответ эксперта:
Безопасны, но если вы уверены в интернет-магазине. Ещё подстрахуйте себя с помощью специальных инструментов:
- Виртуальные карты, которые можно создать в личном кабинете на сайте вашего банка.
- Электронные кошельки: Webmoney, Яндекс.Деньги, Qiwi. У них хорошая система защиты от взлома шпионскими программами.
- PayPal — электронная платёжная система. Её основной плюс в том, что она не разглашает данные вашей банковской карты.
Итог
- никому не говорить пин-код карты и код CVC/CVV;
- установить пин-код на сим-карту;
- пользоваться виртуальными картами для шопинга в интернете;
- всегда звонить человеку, если он неожиданно попросил вас перевести ему деньги;
- звонить по горячей линии банка, если терминал зажевал карту.