Анализ рынка необходим, чтобы заранее прогнозировать спрос на продукцию и услуги, которые вы собираетесь продавать. Оценка рынка также важна, если вы собираетесь привлекать инвестиции в ваш проект: для инвестора важен потенциал роста. Экспресс-анализ рынка предприниматель может сделать самостоятельно: мы расскажем, какой инструментарий использовать.

2 февраля
Анна По

Опишите проблему и решение

Любой продукт создается, чтобы решить проблемы конкретного клиентского сегмента. Зачастую предприниматели опираются на собственный опыт: например, открывают сервис по ремонту техники или кофейню рядом с домом. Но далеко не факт, что ваш проект охватит именно тот процент аудитории, который позволит вашему бизнесу выйти на прибыль.

Для расчетов можно воспользоваться системой “от общего к частному” по четырем основным показателям:

  1. PAM (англ. Potential Available Market) — потенциальный объем рынка. Показатель помогает проанализировать текущее состояние рынка и его возможные рост или падение;
  2. TAM (англ. Total Addressable Market) — общий объем целевого рынка;
  3. SAM (англ. Served Available Market) — количество реальных потребителей, который уже пользуются аналогичными услугами;
  4. SOM (англ. Serviceable Obtainable Market) — показатель объема продаж, который достижим в выбранном сегменте.

Для первичного расчета подойдет анализ поисковых запросов (например, через сервис “Яндекс.Вордстат”). Этот инструмент позволяет увидеть ежемесячный или еженедельный срез статистики запросов и понять интерес аудитории. Статистику можно смотреть как в абсолютных значениях, так и в относительных. Для получения относительного значения абсолютная цифра нормируется на количество показов результатов онлайн-поиска за соответствующий месяц.

Оцените тип спроса

На быстрорастущем рынке можно привлекать клиентов за счет нового продукта. Если рынок стагнирует, то, чтобы обеспечить спрос, нужно переманивать клиентов у конкурентов, предоставляя более выгодные предложения. Во втором случае необходимо тщательнее проработать маркетинговую стратегию, и в целом подход влечет риски на первых этапах (например, привлекая клиентов более низкой ценой, вы работаете в ущерб собственной прибыли).

Как самостоятельно определить, является ли рынок растущим или стагнирующим? Для этого определите ключевых игроков — лидеров ниши. Обычно в публичном поле можно найти годовую отчетность таких компаний: посмотрите на их выручку на последние 5 лет. Также советуем обратить внимание на количество компаний, которые закрылись или обанкротились, работая в выбранной нише за тот же временной интервал.

Оцените конкурентов

Почти у каждого проекта есть конкуренты. Обычно их делят на два типа:

Прямые — компании, которые предоставляют аналогичные товары или услуги.

Косвенные — решают те же клиентские потребности, но с помощью других предложений.

Например, два ресторана в одном районе могут значительно отличаться по ассортименту блюд и концепции, но удовлетворять одинаковую потребность у жителей.

Для анализа конкурентов можно изучить их внешнюю активность: посмотреть на число подписчиков в социальных сетях, отзывы, какие слабые стороны отмечают потребители. Произвести более глубокую аналитику, если говорить о малом бизнесе, у вас вряд ли получится, но такой подход позволит выработать правильную коммуникационную стратегию, план продаж, понять слабые стороны конкурентов и на их основании разработать УТП (уникальное торговое предложение), которое обеспечит вам долю рынка.

Работаем с полученными данными

После того как вы собрали информацию, ее нужно структурировать. Для этого можно использовать метод SWOT.  Для этого внесите данные о рынке  в таблицу, разделив ее на четыре столбца:

Strength — сильные стороны;

Weaknesses — слабые стороны;

Opportunities — возможности;

Threats — риски.

Важно помнить, что подобная оценка не является гарантией 100%, что бизнес взлетит. Существует множество как внешних (пандемия, экономический кризис, нарушение цепи поставок товаров), так и внутренних (например, неправильно выбранная финансовая модель) факторов, влияющие на запуск и дальнейшее развитие собственного дела.

Однако структурированная информация на первом этапе позволит приступить к проработке дальнейших шагов: привлечению средств, разработке маркетинговой стратегии и общему пониманию, какие аспекты могут повлечь за собой неблагоприятные последствия.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter