Любой бизнес требует развития и роста, поэтому рано или поздно предприниматели приходят к мысли о расширении компании. В свою очередь, это несет огромные риски, и, если не оценить их в должной мере, можно прогадать. Даем советы, как взвешенно прийти к этому решению, выстроить план масштабирования бизнеса и о каких ограничениях стоит помнить.

26 февраля
Юлия Бинат

Масштабирование простыми словами

Масштабирование бизнеса — это его укрупнение, наращивание производственных мощностей, расширение штатной численности сотрудников компании, увеличение числа торговых точек, расширение ассортимента продаваемой продукции или услуг с целью получения еще большей прибыли. Почему нельзя просто не продолжать наращивать прибыль, ничего не меняя при этом?

Например, предприниматель продает товары собственного производства под своей торговой маркой и уже имеет свою клиентскую базу, каждый месяц он получает стабильную выручку от реализации и может рассчитывать на новых потенциальных клиентов, если расширит ассортимент. При этом, как и всем, ему хочется увеличивать объем выручки, но для этого ему придется производить и продавать еще больше товаров, искать новых поставщиков и ресурсы для запуска производства новой продукции, а это большие затраты. Как видно, это создаст серьезную нагрузку на его бизнес, вызовет нехватку рабочих рук и сделает задачу по максимизации прибыли в прежних условиях невыполнимой.

Таким образом, масштабирование бизнеса невозможно без оптимизации бизнес-процессов и сокращения затрат: чтобы все рассчитать, предприниматель должен составить подробный бизнес-план развития своей компании и рассчитать имеющиеся у него ресурсы на бумаге.

Как подготовиться?

Предпринимателю стоит как следует все обдумать: в этом вопросе спешка может обернуться для бизнеса негативными последствиями. Важную роль в этом вопросе сыграет анализ — например, SWOT-анализ. Он поможет комплексно оценить компанию с помощью четырех факторов — ее сильных, слабых сторон, возможностей и угроз развитию. В ходе него может обнаружиться, что решение масштабироваться преждевременно, так как компания имеет немало слабых сторон, которые в будущем только усугубят положение: неорганизованную финансовую службу, слабый менеджмент и сильных потенциальных конкурентов. Важно понимать, что текущие нерешенные проблемы в условиях укрупнения бизнеса могут нести катастрофические последствия.

Помимо этого, предпринимателю необходимо задаться другими вопросами:

  • Какое место на рынке принадлежит компании сейчас и каковы ее перспективы?
  • Какие дополнительные продукты или услуги компания может предложить своим клиентам, смогут ли они иметь спрос и быть конкурентоспособными?
  • Основные конкуренты — кто они? Каких преимуществ нашей компании у них нет?
  • «Каковы основные цели компании после расширения и сколько времени может потребоваться на их достижение? Что для этого нужно?
  • Достаточно ли у компании собственных источников финансирования? Нужно ли привлекать заемные средства, и если да, то сколько?
  • Как мотивировать сотрудников на выполнение поставленных целей? Требуются ли штатные изменения?

Таких вопросов может быть немало, и на каждый придется найти свой ответ. Лучше все расписать на бумаге, запросить у финансовой службы необходимые расчеты и отчетность. Масштабирование — серьезный процесс, требующий глобальной перестройки компании, оптимизации ее процессов и сокращения затрат, поэтому придется обдумать и проанализировать массу факторов и показателей. В этом вопросе предпринимателю поможет опытный экономист или бухгалтер, да и без юридической поддержки тоже не обойтись.

Источники финансовых вложений

Расширение бизнеса требует дополнительных инвестиций: уже на стадии подготовки нужно четкое понимание, откуда их можно привлечь.

Собственные источники. Решение масштабироваться обойдется компании дорого: придется задуматься об использовании резервов и о вложении собственных средств, избавиться от неликвида. Точно стоит оптимизировать расходы и свыкнуться с мыслью, что компания не сможет позволить себе необдуманные и непредвиденные траты в ближайшей, а лучше среднесрочной перспективе. Часто предприниматель сталкивается с тем, что растущему бизнесу недостаточно имеющихся собственных средств, и приходится привлекать заемные.

Займы для бизнеса. Взять кредит на выгодных условиях — задача непростая. Так, предприниматель должен рассчитывать, сможет ли он развивать свой бизнес и покрывать долговые обязательства одновременно. При этом важно знать, как повлияет объем заемных средств на чистую прибыль.

В случае если новый бизнес-план компании требует больших инвестиций, чем те, что имеются, стоит еще раз обдумать принятое решение или поменять стратегию компании на рынке. Возможно, вам есть над чем еще поработать.

Как выбрать стратегию?

Существует несколько основных стратегий масштабирования бизнеса. Стоит понимать, что в каждом конкретном случае параметры будут различаться и впоследствии корректироваться.

Горизонтальное масштабирование. Если предприниматель имеет успешный бизнес, он может расширяться за счет открытия дополнительных филиалов, разработать и продать франшизу. Не каждую бизнес-модель нужно копировать — только если она очень успешна.

Вертикальное масштабирование. Компания может расти и по вертикали: например, начав производить и реализовывать какой-либо вспомогательный товар, который она ранее закупала у других поставщиков. В этом случае цепочка посредников будет становиться короче, и компания сможет занять новое место на рынке.

Расширение ассортимента товаров или услуг. Для компании мало иметь ресурсы для вывода на рынок новой линейки товаров или оказания новой услуги — необходимо знать, что это точно нужно клиенту, видеть целевую аудиторию, изучать ее потребности, чтобы потом максимально удовлетворять их по привлекательной цене, вытеснив имеющихся конкурентов. Эффективная маркетинговая стратегия в данном случае придется как нельзя кстати: лучше заложить в бюджет расходы на привлечение опытных маркетологов. Предприниматель должен не забывать изучать своих конкурентов — в нашей статье мы уже рассказали, как это делать.

Важно понимать, что от выбранной стратегии масштабирования зависит многое: достигнет компания поставленных целей или прекратит свое существование. Так, ее параметры могут меняться: стоит внимательно следить за изменением показателей компании в этот трудный для нее период. Делегируйте задачи ответственным сотрудникам, отслеживайте динамику финансовых показателей и вовремя вносите коррективы в стратегию. Каждый сотрудник способен внести неоценимый вклад в развитие компании, если его мотивировать, — не забывайте об этом.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter