Перечень продукции, которую нужно маркировать в текущем году, значительно расширился. При работе с такими товарами компании и предприниматели обязаны соблюдать установленные законом требования. Далее расскажем о том, как делать это правильно и что будет, если нарушить.

28 июня
Юлия Бинат

Оборот контрафактной продукции — одна из самых острых проблем на рынке, способных нанести крупный ущерб как всем его участникам, так и экономике страны в целом. Так, по данным председателя комитета Государственной думы РФ Владимира Гутенева по промышленности и торговле, в 2020 году было выявлено 13 млн единиц поддельной продукции, в 2021-м — 7,2 млн. В 2022 году эта цифра вновь возросла и составила 8,2 млн, зато в 2023 году после принятия ряда мер по борьбе с контрафактом — снизилась на 40%, до 4,9 млн. Одним из инструментов для борьбы с нелегальным оборотом товаров и подделками стало создание специальной национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» и нанесение цифрового кода на определенные товарные группы продукции. Это позволяет отслеживать ее движение на всех этапах — от постановки на учет на производстве и до выбытия при продаже конечному потребителю. Компании и ИП, импортируя, производя или реализовывая маркируемую продукцию, обязаны регистрироваться в данной системе и соблюдать обязательные правила работы с ней.

Какой товар маркируется?

Обязательной маркировке товаров подлежат не все товары — полный список определен в перечне к Постановлению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Так, сигналом для производителей и продавцов о том, что товар маркируется, служит его отнесение к определенному коду ОКПД2, для импортеров — код в соответствии с классификатором ТН ВЭД ЕАЭС.

Эти товарные группы уже маркируются, а сведения об их перемещении вносятся в систему «Честный знак» участниками оборота:

  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • табак;
  • безалкогольные напитки;
  • молочная продукция;
  • упакованная вода;
  • лекарственные препараты;
  • обувь;
  • шубы;
  • некоторые товары легкой промышленности — рубашки, трикотаж, костюмы и т. д.;
  • икра осетровых и лососевых рыб;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • отдельные медицинские изделия;
  • биологически активные добавки;
  • кресла-коляски и велосипеды;
  • антисептики.

Перечень маркируемой продукции может расширяться, поэтому предпринимателям необходимо постоянно оставаться в курсе последних изменений в законодательстве.

Что представляет собой код маркировки?

На товары из списка, приведенного выше, наносят специальный цифровой штрихкод, который считывается при помощи двухмерного сканера: он называется Data Matrix. Он уникален для каждого товара и позволяет получить полную информацию о нем:

  • место, дата и время производства;
  • срок годности;
  • информация о перемещении;
  • место и дата реализации.

Абсолютно любой код маркировки товара состоит из международного кода маркировки по GTIN, индивидуального серийного номера, криптографического ключа и кода проверки. Индивидуальный код Data Matrix генерируется с помощью системы «Честный знак» и в обязательном порядке наносится на упаковку товара.

Как работать с маркированными товарами?

Предпринимателям для работы с маркируемой продукцией нужно иметь квалифицированную электронную подпись и пройти обязательную регистрацию в системе «Честный знак»: это позволит в дальнейшем осуществлять оборот таких товаров.

Для ввода в оборот продукции код маркировки создается с помощью «Честного знака» и наносится на упаковку — это делает производитель, а при ввозе на территорию РФ — импортер. Для их печати предпринимателям не обойтись без специального принтера этикеток.

В дальнейшем все универсальные передаточные документы должны содержать коды маркировок товаров — например, при их отпуске производителем дистрибьютору. Перед утверждением и внесением информации о поступлении товаров в «Честный знак» необходимо сверять коды маркировки.

Для того чтобы ускорить процесс приемки маркированной продукции, понадобится сканер штрихкодов. Это может быть оборудованный им смартфон или специальный терминал сбора данных — все зависит от масштабов работы и бюджета компании.

Для приемки товаров в «Честном знаке» или их вывода из оборота (кроме реализации) у предпринимателей есть три рабочих дня. Импортерам необходимо вносить информацию о товаре в «Честный знак» и наносить этикетки до его ввоза на территорию страны. В противном случае продукция не пройдет таможенный контроль.

Если неправильно работать — что будет?

Важно помнить о том, что предприниматели несут ответственность за нарушение правил работы с маркированной продукцией. Так, если реализовывать продукцию без регистрации в «Честном знаке», ИП получит предупреждение или штраф в размере от 1 до 10 тыс. рублей, а компания – от 25 до 50 тыс. рублей.

Накажут предпринимателей и за неправильную работу с такой продукцией — без нанесения кода маркировки на упаковку и отсутствие Data Matrix в УПД. В этом случае продукцию без кодов маркировки конфискуют и наложат штраф на должностных лиц и ИП — до 10 тыс. рублей, а на юридическое лицо — до 150 тыс. рублей.

Также предусмотрена административная ответственность за неполные или недостоверные сведения о товарах в системе «Честный знак» и нарушение сроков внесения данных.

Подделка кодов маркировки строго преследуется  законом — за это грозит уже уголовная ответственность.

Как начать работу в системе?

Работа в системе маркировки «Честный знак» невозможна без квалифицированной электронной подписи (КЭП) — перед регистрацией ее необходимо получить. Важно помнить, что для работы с некоторыми товарными группами продукции она должна быть записана на определенный вид носителя — перед ее получением не забудьте уточнить, с какой продукцией планируете работать.

Также для работы с КЭП потребуется специальное программное обеспечение — его список размещен на сайте системы «Честный знак». Без его правильной настройки работать в личном кабинете не получится, поэтому эту задачу следует вовремя поручить системному администратору.

После проверки установленного программного обеспечения системой «Честный знак» потребуется заполнить форму заявки на регистрацию и подтвердить ее, пройдя по ссылке из письма электронной почты компании.

Завершающий этап, после которого функционал системы станет доступен для полноценной работы, — потребуется заполнить профиль компании или ИП, ознакомиться с условиями работы в системе и подписать договор с оператором.

Процесс работы с маркированным товаром можно значительно ускорить и упростить, если оснастить компанию специальным оборудованием и синхронизировать ЭДО с личным кабинетом системы «Честный знак». Дополнительных трат бюджета в этом вопросе не избежать, однако это позволит предпринимателям выполнять требования законодательства с минимальной нагрузкой на бизнес.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter