Для того, чтобы адаптироваться к изменчивым условиям рынка, предприниматель должен постоянно контролировать бизнес-процессы и принимать необходимые решения. Часто для этого требуется не только владеть информацией о цифрах из бухгалтерской отчетности, но и уметь анализировать основные экономические показатели деятельности компании: текущую и быструю ликвидность, а также рентабельность. Как правило, для расчета указанных коэффициентов необходимы данные из бухгалтерских отчетов: бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Количество расчетных коэффициентов, интересующих предпринимателя, может быть больше, и здесь пригодятся цифры из управленческих отчетов. О том, чем полезен бизнесу управленческий учет и как грамотно его организовать, мы рассказывали в статье.
Важно отметить, что не все компании и предприниматели ведут бухгалтерский и управленческий учет, поэтому первоначально их может ждать нелегкая задача по сбору необходимых данных. Услугу по текущему анализу деятельности компании всегда можно заказать у специалистов, но для этого нужно быть уверенным в его квалификации и быть готовым за это заплатить.
Кому будет полезен финансовый анализ?
Финансовые показатели компании могут интересовать разные группы специалистов с различными информационными запросами. Обычно это:
- собственники;
- руководители;
- контрагенты;
- банки;
- налоговая;
- аудиторы.
Каждую из приведенных выше категорий пользователей могут интересовать различные виды отчетности и расчетные коэффициенты в зависимости от поставленных целей,например: повышение продаж, преодоление кризиса, разработка стратегии на ближайший период.
Где найти данные?
Выше было отмечено, что финансовые данные для расчета и анализа экономических показателей можно найти в бухгалтерской отчетности и внутренних документах компании.
Так, интересующие данные точно найдутся в:
- бухгалтерском балансе (форма №1);
- отчете о прибылях и убытках (форма №2);
- отчете о движении денежных средств (форма №3);
- отчете об изменении капитала (форма №4);
- управленческих отчетах;
- прочих финансовых документах.
Для того, чтобы получить достоверный анализ, предпринимателю важно быть уверенным в качестве организации бухгалтерского учета в компании. Ранее мы рассказывали, как правильно вести бухгалтерию в соответствии с действующим законодательством РФ.
Основные финансовые показатели — какие они?
Для оценки финансового состояния компании часто используются следующие методы анализа:
- горизонтальный, когда исследуется динамика изменения текущих параметров бухгалтерской отчетности по сравнению с прошлыми отчетными периодами;
- вертикальный — изучение удельного веса интересующего параметра в общем итоге;
- наиболее затратный по времени — коэффициентный, когда требуется дополнительный расчет специальных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние компании.
Первые два пункта точно не вызовут сложности у предпринимателей и сотрудников, а с последним — придется привлечь бухгалтерию.
Показатели рентабельности способны отразить финансовое состояние дел компании и прибыльность ее деятельности. Например, рентабельность продаж равна отношению величины чистой прибыли за период к выручке за этот период.
РП = Чистая прибыль / Выручка * 100%
Продажи компании не убыточны, если это коэффициент равен 1, и эффективны, если больше 1.
Аналогично используются показатели рентабельности собственного капитала и рентабельности активов, определяемые как отношение величины чистой прибыли к величине собственного капитала или средней величины активов. Эти коэффициенты показывают, сколько чистой прибыли приходится на собственные источники капитала или вложения в активы — чем больше значение, тем лучше это характеризует бизнес.
Коэффициент автономии показывает, насколько бизнес зависим от заемных источников. Его показатель рассчитывают как отношение собственного капитала к среднегодовой стоимости активов., Нахождение результата в пределах 0,4-0,6 является нормативным.
Одним из важнейших показателей является коэффициент финансовой устойчивости — отношение величин собственного капитала и долгосрочных займов к общей величине активов. В случае, если он составляет 0,8-0,9, то бизнес имеет тенденции к развитию, а вот его величина менее 0,75 –тревожный сигнал для предпринимателя.
Показатели ликвидности — текущая ликвидность, быстрая ликвидность и абсолютная ликвидность. Такие коэффициенты показывают, какую часть заемных средств компания может покрыть за счет своих активов.
Текущая ликвидность определяется как отношение величины оборотных средств к размеру краткосрочных обязательств и в оптимальном случае превышает 1. Быстрая ликвидность — отношение суммы финансовых вложений, краткосрочной дебиторской задолженности и денежных средств на счетах к сумме краткосрочной задолженности, и она также должна быть больше 1. В расчете абсолютной ликвидности исключается сумма финансовых активов, а нормативное значение коэффициента находится в диапазоне от 0,2 до 0,5.
Показатели оборачиваемости — оборачиваемость активов, оборотных средств. Эти коэффициенты показывают, насколько эффективно используются активы компании. Для эффективной работы компании важно, чтобы все ее ресурсы не простаивали, а участвовали в процессе получения прибыли. Оборачиваемость активов — отношение выручки к средней стоимости активов, а оборачиваемость оборотных средств — отношение выручки к стоимости материальных запасов, краткосрочной дебиторской задолженности и денежным средствам за период. Чем выше показатели, тем эффективнее компания использует имеющиеся активы.
Для проведения углубленного анализа могут использоваться сотни различных показателей и коэффициентов, однако, прежде всего, важно, чтобы они помогали конкретным пользователям в принятии решений и не перегружали рабочий процесс. Часто, для принятия оперативных решений, предпринимателю требуется провести экспресс-анализ, что не требует построения сложных графиков и таблиц. Тем не менее, предпринимателям важно постоянно анализировать финансовые показатели деятельности компании, чтобы не упустить важные проблемы и точки роста бизнеса.