Организация рабочей поездки не ограничивается финансовым покрытием расходов. Компании также требуется оформлять обязательные документы. В статье рассказываем о командировочных тонкостях, которые должен знать каждый предприниматель.

21 ноября
Юлия Бинат

Правила направления сотрудников в служебные командировки регламентируются нормами трудового законодательства РФ. Основные из них сосредоточены в статье 166 ТК РФ. Предпринимателям важно соблюдать эти правила, чтобы избежать конфликтов в компании и проблем с надзорными органами.

Что считается командировкой?

Согласно статье 166 ТК РФ, служебная командировка — это поездка работника по распоряжению руководителя с целью выполнения им служебного поручения вне места постоянной работы. Таким заданием не является работа в пути, например, постоянные перемещения курьера для доставки заказов по городу.

Отличить командировку от обычной поездки по делам можно по следующим признакам:

  • поездка связана с производственной необходимостью;
  • работник имеет постоянное рабочее место, а характер его работы не является разъездным;
  • командируемый сотрудник подчиняется правилам внутреннего распорядка компании, а значит, оформлен по трудовому договору, а не по договору ГПХ;
  • Продолжительность командировки ограничена: после нее сотрудник возвращается на постоянное рабочее место.

Поездка в филиал компании в пределах города может считаться командировкой, если внутренними документами определено выполнение трудовых функций в конкретном офисе. В этом случае потребуется письменное распоряжение работодателя.

Это также применимо к сотрудникам на удаленке: поездка до головного офиса компании будет считаться командировкой, если в трудовом договоре зафиксирован дистанционный характер работы.

На период командировки за сотрудником сохраняется его рабочее место и средний заработок, а также возмещаются командировочные расходы (ст. 167 ТК РФ).

Какие нужны документы?

Направление в командировку требует оформления ряда обязательных документов — без них невозможно подтвердить факт нахождения сотрудника в поездке и обосновать расходы.

Прежде всего потребуется письменный приказ руководителя, в котором обязательно указывается ФИО сотрудника, место, сроки, цель и иная необходимая информация.

Для подтверждения поездки работник предоставляет руководству проездные документы. Если сотрудник убыл в командировку на личном транспорте, это обязательно отражается в служебной записке, а к ней прилагаются путевые листы и чеки.

Документы, подтверждающие расходы в командировке. Все затраты работника в командировке должны быть целесообразными и обоснованными. Все данные о затратах включаются в авансовый отчет.

Факт пребывания в рабочей поездке также может быть отражен в командировочном удостоверении (форма № Т-10 к Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) — в нем указывается время прибытия на место выполнения задания и время отбытия из него. В настоящее время его оформление не обязательно, но ряд работодателей для удобства устанавливает его оформление в локальных актах компании.

Документов, необходимых для оформления командировки, может быть больше — их перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 и внутренних локальных актах компании.

Какие расходы возмещаются?

Работнику в служебной командировке в обязательном порядке возмещаются следующие расходы (ст. 168 ТК РФ):

  • проезд;
  • проживание;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием (суточные);
  • иные расходы с разрешения работодателя.

Как видно, две последние категории расходов в командировке сформулированы довольно расплывчато: их конкретные значения устанавливаются руководством компании. В Положении о командировках предприниматель может указать точные суммы суточных и иных возмещаемых расходов для сотрудников.

Если компания принимает решение разработать и утвердить такой документ, работников следует с ним ознакомить.

Какие ошибки нельзя допускать?

Существует ряд распространенных ошибок, которых следует избегать при направлении работников в служебную командировку и последующем оформлении документов. Главные из них перечислены ниже.

Оформление командировки и признание командировочных расходов в случае, когда работник осуществляет работу в пути. Это не является служебной командировкой, и выше об этом сказано.

Направление в командировку для выполнения поручения в другое место на неопределенный срок. Когда командировка затягивается по времени, она перестает ею быть. Так, указание на это содержится в разъяснении Минфина РФ (Письмо от 28.04.2010 № 03-03-06/1/304).

Направление в служебную командировку ИП. В письме № 03-11-11/11722 от 26.02.2018 Минфин РФ указывает на то, что индивидуальные предприниматели — физические лица и не относятся к категории работников, не имеют руководителей, а значит, они не могут сами себя направить в командировку. Из этого следует, что ИП-плательщики УСН не вправе в этом случае уменьшать доходы на собственные расходы по найму жилого помещения и проезду. Иная ситуация обстоит с директором ООО — оформить приказ о направлении себя в командировку правомерно.

Направление отдельных категорий работников в командировку без их письменного согласия. В этом случае идет речь о:

  • беременных женщинах и женщинах, имеющих детей в возрасте до трех лет;
  • инвалидах, матерях и отцах, воспитывающих без супругов детей до 14 лет;
  • работниках, имеющих детей-инвалидов или осуществляющих уход за больными членами семьи;
  • опекунах и попечителях несовершеннолетних детей;
  • работниках, с которыми заключен ученический договор.

У вышеназванных категорий работников есть право отказаться от служебной командировки — оформление их письменного согласия обязательно.

Правильно отправить сотрудника в командировку предпринимателю помогут опытные специалисты — кадровик и бухгалтер, которые смогут корректно рассчитать средний заработок, определить продолжительность командировки и оформить табель учета рабочего времени. Эти задачи можно делегировать и внештатным сотрудникам, но при этом важно убедиться в их компетентности и необходимом уровне ответственности.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter