Турбизнес в цифрах
Исследование ТАСС на основе данных Минэкономразвития РФ и регионов показало, что количество туристов в первом полугодии 2024 года выросло на 9,35% (или более чем на 3 млн человек). Интерес аудитории удерживают не только популярные направления, такие как Москва, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Например, число желающих посетить Дальний Восток выросло с 17% в 2023 году до 29% в 2024-м, а Русский Север привлек внимание 21% респондентов (в 2023 году — 9%). В 2025 году можно ожидать дальнейшего роста интереса к уникальным природным регионам, особенно если будут предложены новые маршруты и улучшена транспортная доступность.
Максимальные темпы прироста числа турпоездок среди российских регионов показывают Кабардино-Балкария, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Хабаровский край, Ингушетия, Чеченская Республика и Дагестан.
Статистика демонстрирует, что большая часть турпотока предпочитает туры «под ключ» — с организацией проживания, питания и экскурсиями. На фоне спроса растет количество предпринимателей, которые организуют такие туры, а также работают над инфраструктурными и культурными проектами, ради которых туристы посещают регионы.
Направления туристического бизнеса
- Объекты размещения
В регионах, которые еще 10 лет назад не пользовались высоким спросом, идет активное строительство гостиниц и гостевых домов. По данным Росстата, российские гостиницы, санатории и другие средства размещения в июле приняли 9,99 млн гостей — это рекордный показатель за всю историю статистических наблюдений. Еще одним стимулом для строительства стали введенные с лета 2024 года льготные кредиты на строительство отелей: суммы от 100 млн до 70 млрд рублей выдаются на срок до 15 лет по ставке 3–5% годовых. Реализация таких проектов позволит ввести более 20 тыс. новых номеров.
В параллели с гостиничным сектором развивается бизнес по сдаче в аренду апартаментов. В некоторых регионах на такие объекты размещения приходится почти половина от всех бронирований. Среди преимуществ — низкая цена, большая площадь номеров (удобно для путешествий всей семьей), наличие кухни.
- Туроператоры
Тематических направлений для туризма становится все больше: это и экологические, и спортивные, и этнографические туры. Все больше путешественников отказываются от традиционных историй в пользу индивидуальных планов путешествий, которые учитывают их пожелания.
Разработкой туристических продуктов и их продвижением на рынке занимаются туроператоры. Им доступны разнообразные меры государственной поддержки (полный список актуальных и принятых мер поддержки для туристической отрасли представлен на официальном сайте Ростуризма). Ограничения для этого направления тоже есть: надо обязательно зарегистрировать юрлицо и заключить договор страхования финансового обеспечения ответственности туроператора.
- Экскурсионный бизнес
Направление, которое не требует больших инвестиций, но пользуется особым спросом в регионах, где природные достопримечательности разбросаны по территории. Бизнес можно начать на 3–5 маршрутах, а уже потом добавлять дополнительные поездки для отдельных групп или возрастов.
- Сувенирные магазины
Тренд на возрождение культурных промыслов и русского стиля охватил все креативные сферы — от моды до туризма. Переосмысление традиционных сувениров и выпуск памятных подарков с известным орнаментом, но современным дизайном вдохновляет многих жителей регионов. И такая продукция вызывает больший интерес, чем обычные магниты и кружки.
Какие льготы доступны?
- С лета 2024 годатуроператоры, работающие в сфере внутреннего и въездного туризма, освобождены от уплаты НДС;
- Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предоставляет гранты на развитие туристического проекта в регионе. В 2024 году общий объем единой субсидии для регионов составляет 6,2 млрд рублей
В ЦБ полагают, что спрос на поездки внутри страны будет стимулировать дальнейшее развитие туристической отрасли и пассажирских перевозок по всей России. А это значит, что направление надолго останется перспективным для малого и среднего предпринимательства.