О том, как всё начиналось
Сначала я пошёл работать в компанию наёмным менеджером. Дорос до топ-менеджера и в какой-то момент пришло осознание, что пора попробовать вести свой бизнес. Тогда с партнёрами мы начали создавать розничную сеть. Это было в 2008 году во время кризиса. Бизнес начался с открытия нескольких магазинов бижутерии. Мы везли из Китая всё, что только можно было привезти, и уже в первые два месяца увидели, что это действительно очень прибыльная сфера. На тот момент до нас никто дистрибьюцией бижутерии в сети не занимался, а точнее, в сетевых магазинах её не продавали вообще. Первым, кому понравился наш проект, стал «Л’Этуа́ль». После них у нас уже появились и другие клиенты. Со временем мы стали осваивать новые направления: чувствовали, что это надо было рынку, и старались изучить этот «голубой океан» во всех направлениях. «Голубой океан» — это бизнес в бесконкурентной среде, то есть это ниша, где ещё нет конкурентов или их совсем мало. Это идеальный бизнес для тех, кто хочет привнести что-то новое. И нам очень повезло, что мы нащупали ту бесконкурентную нишу, где мы могли предложить бизнесу что-то новое и показать, чего мы стоим. У нас не было большого ассортимента постоянной группы товаров, больший упор всегда делали на сезонность. И за счёт того, что у нас были проверенные партнёры в Китае, нам удавалось придерживаться нашей стратегии, постоянно развиваться и выходить на новые рынки. Так мы с бижутерии дошли до ниши игрушек, которые специализировались на развитии, творчестве и так далее и стали одними из первых, кто зашёл на территорию этого бизнеса.
О названии компании
«БАЛ» — это аббревиатура. Бижутерия, аксессуары, логистика. Мы достаточно долго думали над названием, но всё было не то. И в какой-то день, в разговоре, кто-то из нас поговорил это вслух. Так и появился «БАЛ». Мы сразу поняли, что это то, что нам нужно. Во-первых, хотелось под эту группу товаров создать ощущение праздника. А во-вторых, у нас сейчас один из основных ассортиментов – это в самом деле праздник, а точнее товары, которые могут его создать: комплекты для проведения детских, подростковых торжеств, свечи для тортов, вывески, посуда одноразовая, всякие значки и т.д.
О ценностях
Самое главное — это неравнодушие, не проходить мимо проблем сотрудников, помогать им. Я считаю, что благодаря именно этому принципу за 10 лет существования компании у нас нет текучки кадров. Командообразованием у нас занимаются очень основательно и это одна из важных составляющих. И вот, что я точно знаю — чтобы бизнес был успешным, каждый член твоей команды должен быть не равнодушен к компании, а ты — к нему. Тогда у вас действительно будет взаимный интерес, побуждающий желание работать, расти и развиваться вместе.
О трудностях
Мы были молодой неизвестной никому на рынке компанией. А какому инвестору захочется вкладывать свои деньги во что-то неизвестное? Правильно, единицам. Поэтому на первых порах было очень сложно привлечь финансы в компанию. Мы брали дорогие частные кредиты и только через год, когда начали получать инвестиции, стало немного проще. Это было прям очень сложно — хроническая нехватка денег. Все-таки основная проблема молодых предпринимателей – это финансирование. Много компаний до сих пор выходит на рынок с интересным продуктом, а на что им это реализовывать? Тебе дают такие ужасные условия в банке, которые ты можешь через год просто не выплатить. Огромные проценты. А просто под бизнес-проект тебе никто ничего не даст. У тебя уже должны быть документы, договоры и столько всего… Это ужас, конечно. Это сейчас мы можем выбрать любые банки и взять кредит, потому что за 10 лет у нас ни одного дня просрочки и хорошая кредитная история. Риски минимальны для банков, и они готовы помочь. А вот первое время такого не было. Тяжёлый момент был ещё найти хороших партнеров за рубежом, потому что Китай огромный и мы его очень долго мониторили, искали, создали там внутреннюю компанию, которая в дальнейшем работала только на нас по поиску и подбору ассортимента. Поэтому главные трудности – это финансирование и поиск надёжных партнёров.
Обороты компании
В 2018 году оборот был 1,5 миллиарда. С одной стороны хорошо иметь большой оборот, особенно, если говорить о партнёрах, когда хочется расширения и ты ищешь новых поставщиков, о банках, которые готовы дать тебе оперативно под минимальный процент деньги на развитие бизнеса и т.д., а с другой – это очень пристальное внимание других органов.
О ведении бизнеса
Во-первых, предприниматель должен не просто чувствовать возможность заработать разово, а понимать, что бизнес должен быть постоянным и долгосрочным. А во-вторых — не надо бросаться в полымя и делать всё и сразу, тщательно не обдумав и не изучив почву. Необходимо подходить к бизнесу основательнее. Более того, на первых порах надо стараться всё контролировать самому, особенно бухгалтерию. В идеале надо сначала пройти какие-то бухгалтерские курсы, чтобы в этом всем разбираться и в случае необходимости ответить налоговой на все интересующие их вопросы. После того, как ты уже набрался опыта, когда ты можешь ответить на любой вопрос по компании, уже можно начать делегировать свои обязанности. При идеальном раскладе компания должна работать без прямого участия собственника. Конечно, я тут не имею в виду какие-то глобальные и важные управленческие решения, а что-то более повседневное, привычное в деятельности компании. Все большие бизнесы так и ведутся. Конечно, есть бизнесы, где собственники решают абсолютно все вопросы, но всё-таки, как мне кажется, за всем следить невозможно. Я ещё не дорос до того, чтобы делегировать значительную часть своих обязанностей, но я очень стремлюсь к этому.
О сотрудниках
Вообще половина моей команды — это работники, с которыми я работал в других компаниях. Я их знал, знал их уровень, на что они способны. Например, при проведении Чемпионата Мира по футболу, мне требовалось очень много сил проверенных ребят, которые меня точно не подведут, потому что сам проект масштабный и очень важный. Поэтому я сначала шёл к своим знакомым, бывшим коллегам, а уже потом только искал среди незнакомых людей. Редко, когда приходит человек со стороны, с которым я провожу все этапы собеседования. В основном ими занимается отдел кадров или руководство определённых подразделений, а я уже могу подключиться на финальном этапе. Я не знаю до конца всех тонкостей различных отделов, поэтому отдаю специалисту эту работу. Но ключевые качества, которые я больше всего ценю, — это открытость. Само собой, я смотрю также на профессиональную подготовку человека, это понятное дело. Многое ты узнаешь по резюме, но если человек открыт и готов к новым знаниям, работе в целом – это всегда видно.
О рекламе
По большому счёту, основные клиенты нас знают. Мы работаем с федеральными сетями, так проще. Есть, конечно, несколько локальных, но основные – федеральные. Мы знаем их потребности, знаем менеджеров, понимаем, каким должен быть продукт. В этих сетях нас знают хорошо, поэтому тут реклама нам особо не нужна. Там, где мы будем выходить на новые рынки – да, там мы готовим рекламные кампании, активно думаем над кампаниями в интернете, над коллаборациями с блогерами и т.д. Реклама больше для нового продукта, а в остальном она не особо нужна. Да и наше название – это не один бренд, оно включает в себя много компаний, поэтому нет смысла продвигать себя как дистрибьютера.
Советы начинающим
Во-первых, предприниматель должен всегда учиться. Предпринимательство – как наука. Есть свои каноны, законы и их надо знать. Надо ходить на бухгалтерские курсы, знать, в каком направлении двигается экономика, российская и мировая. Особенно в узких специализациях надо знать всё. Например, я с утра, пока не прочитаю все новости, не выйду из дома. Когда ты приходишь в бизнес, ты уже должен про него знать максимально и всем интересоваться, это обязательно.
Во-вторых, нужно подобрать грамотно штат. Рядом должна быть команда профессионалов и единомышленников, чтобы идти в одном направлении с закрытыми глазами.
В-третьих, должна быть какая-то удача рядом с тобой, то ли. Надо открываться в правильный момент, со знанием дела. То есть надо научить себя чувствовать нужный, правильный момент для каких-либо действий.
Ну и конечно, надо найти свой «голубой океан», о котором я говорил ранее. То есть направление, отличительное от других, чтобы бизнес не повторял уже что-то созданное ранее. Либо должен быть ассортимент интересный, либо совсем другое направление. Должна быть изюминка.