Угощать людей сладостями и получать за это деньги звучит как настоящая мечта. Но что стоит за красивыми фотографиями конфет и тортиков в инстаграме? Трое предпринимателей, запустивших свой «сладкий» бизнес, поделились опытом и дали советы читателям.

31 августа 2020
Мария Кудрявцева

1. Не бояться рисковать

Ирена Новосёлова и её супруг получили дело в «наследство» от друга семьи. Всему учиться пришлось на ходу.

«На начальном этапе я участия не принимала, это была идея приятеля моего мужа. Он уверял: “Это супербизнес, там всё круто и просто.  И он настолько рентабелен, что вы все упадёте в обморок.  Через полгода мы все будем миллионерами”. Супруг послушал друга и вложился в бизнес, но приятель не увидел прибыли в 300% и менее чем через 3 месяца покинул предприятие, при этом, замечу, сам он в бизнес не вкладывался. Тут уже пришлось подключаться мне, так как супруг был далек от выпечки и всего, что с нею связано. Я же вела свой небольшой кулинарный блог, мне нравилось готовить, но печь не приходилось. Пришлось включаться буквально на ходу: изучать организацию процессов, технологию производства и так далее».

Наталья Камышан очень долго разрабатывала идеальный рецепт зефира, чтобы лакомство было и вкусным, и красивым, и низкокалорийным. В поиск нужной рецептуры пришлось вложить все свои сбережения:

«Я вложила в районе пятисот тысяч. Проработка рецепта – это основная статья бюджета. Очень много первых партий уходят буквально в никуда. Ты пробуешь, смотришь, что получается, раздариваешь первые партии друзьям и знакомым. Ты работаешь на лучшем оборудовании, например, покупаешь самый дорогой миксер, потому что делаешь лучший продукт. Потом реклама, фотосессии… В общем, выкладываешься на полную».

Дмитрий Секушенко тоже не откладывал свою идею в долгий ящик. Правда, сначала они с женой и не думали о «сладком» бизнесе – просто решили сделать полезные конфетки. Делали их для себя – после того, как диетолог запретил им сахар и муку. Конфеты настолько понравились, что решили сделать близким вкусные подарки на Новый год. Друзья и родственники тоже их оценили.

«И буквально через 3 недели в разговоре с женой я предложил, – рассказывает Дмитрий, – а давай мы эти конфетки в инстаграме будем продавать? Сделали обычные фото на пятый айфон с жёлтым светом, дома на кухне. Придумали название за 5 минут, просто перебирали все вариации слова “конфеты”. Я на себя забрал всю часть по маркетингу: тексты, фото, общение с покупателями. А Ирина, моя жена, взяла на себя приготовление и разработку рецептуры».

2. Ответственно относиться к рецептуре

Дмитрий с женой – технологи общественного питания, долго работали в общепите, знали, как сочетаются между собой продукты и ингредиенты. Состав продумывали максимально тщательно: «Наши конфеты нужны людям, которые отказались от рафинированного  сахара и других ингредиентов, которые вызывают аллергию – яиц, молока, глютена, мёда».

Наталья искала способы, как похудеть после рождения второго ребёнка, и к тому же подбирала вариант сладкого для супруга, у которого обнаружили диабет второго типа. Поэтому к ингредиентам были строгие требования.

«Привычные заменители сахара – мёд, топинамбур, гуава – мне не подходили, они повышают гликемический индекс, что плохо для диабетиков. К тому же, это всё калорийно. Я ходила на мастер-классы, но особой пользы они не принесли. Я обращалась в НИИ диетологии и разработки пищевых рецептур РФ – такая “советская” организация, где сидит бабуля и уверяет, что нужно купить у неё рецепт готового джема без сахара. Я говорю: “Да нет, мне нужен зефир!” Они не стали ничего делать – это долго, это сложно, вам это не надо… Но когда ты погружен в дело, тебя окружает море информации. Я продолжила искать и совершенно случайно на одном сайте нашла подходящий мне сахарозаменитель. Я вышла на концерн, который его разрабатывает, и они стали разрабатывать его для меня. Это довольно дорогие ингредиенты, поэтому коробка зефира у меня стоит не 100 рублей, а 1000. Но зато в одной коробке всего 60 ккал. Весь этот путь занял у меня полгода».

Ирена тоже считает, что на качестве продукции экономить не стоит.

«Люди приходят в нашу пекарню, так как знают, что всё это выпекается на месте, буквально за стеной. Выпекается, а не разогревается из замороженных полуфабрикатов! Пекарня начинает работать в 6 часов утра, иногда даже раньше. Ведь для грамотного производства хлеба очень важно правильное время расстойки, замеса. Это совсем не то же самое, что разогреть в печи готовый полуфабрикат с множеством улучшителей вкуса, всевозможных добавок, как это делает множество псевдо-пекарен, продающих “крафтовый” хлеб».

Мода на здоровый образ жизни заставила и хозяйку «Бабули» разработать новое меню – для худеющих.

«Существует несколько видов диет, когда в выпечке используется не традиционная мука, а содержащая минимальное количество углеводов – например, миндальная, кокосовая. Согласно принципам низкоуглеводного питания, в начинке мы не используем фрукты, только ягоды. И можно есть десерты: пирожные, тортики, конфеты, профитроли, не боясь нарушить режим или набрать килограммы. Конечно, это нужно делать разумно, не в промышленных количествах. И не будет срывов, ведь самая большая проблема худеющих людей, которые сидят на жесткой диете – это срывы».

3. Найти правильное место

Для пекарни и кондитерской залог успеха – удачная локация. Ирена советует с должным вниманием отнестись к этому пункту:

«Для пекарни очень важна проходимость места, чтобы рядом находились какие-то общественные заведения: общежития, институт, больница. У нас есть розничный магазин при пекарне. Это, наверно, 40-45% от общего количества всех наших заказов. Потом, мы делаем частную доставку по югу, юго-западу Москвы. Это удобно, так как наше основное производство находится в Подольске.  Алгоритм заказа прост: мы используем социальные сети, в частности, инстаграм, наши подписчики  делают заказы, а мы привозим им выпечку. Это направление по количеству заказов уже стремится к рознице».

Интернет-магазин Дмитрия несколько лет работал только на доставку, но позже предприниматель понял, что его бизнесу нужно присутствие в городе.

«Чтобы люди, приезжая в центр погулять или по своим делам, могли зайти в магазин и купить наши десерты. Сейчас у нас 16 точек продаж, и мы работаем над увеличением их количества. Мы продаем свои конфеты не только в Новосибирске, но и в Барнауле, Томске, Бийске. Также мы отправляем десерты в Москву, готовим их под заказ. А сейчас мы делаем ремонт и открываем свою кофейню-кондитерскую прямо в центре города, на площади Ленина. Я верю в свою торговую точку, это лицо бренда и тут я напрямую смогу доносить свою идеологию до покупателей».

4. Освоить основы маркетинга

Дмитрий не только плотно занялся маркетингом своей компании, но и сделал себя её лицом. Он постоянно появляется в постах и сторис Инстаграма, общается с читателями, рассказывает истории из жизни. Он считает, что личность кондитера – важная составляющая бизнеса.

«Мне не нравятся классические профили кондитеров, они слишком вычурные и пафосные, там всё такое глянцевое, вылизанное, там нет жизни. Шаблонные тексты, которые не вызывают интереса у людей. Я у себя не хотел делать так. Мне интересно выходить за рамки ожиданий. Люди видят, что здесь не только про десерты, здесь про жизнь. Я хочу быть таким другом-кондитером, которому можно написать, пообщаться тепло, дружелюбно, неформально. Я часто слышу, что это прикольно и рвёт шаблон.  Инстаграмом занимался я всегда сам. Хотя у меня недавно и появилась помощница, создание контента всё равно по большей части за мной, всё равно я появляюсь в сторис и т.д.».

Наталья – сама пиарщик и маркетолог с 17-летним стажем, но продвижением её бизнес-аккаунта занимается отдельный специалист.  Предпринимательница считает, что сначала надо научиться продвигать аккаунт самостоятельно, и только потом отдавать маркетинг на аутсорс.

«Диджитал-история съедает практически всё время, но это тоже нужно делать самостоятельно на первых порах, если ты хочешь хороших результатов, а не просто коробку зефира в месяц продавать. Я нашла своего специалиста, когда проходила курс повышения квалификации по таргету. Она занималась маркетингом кондитерки и собаку на этом съела. Но я советую тем, кто начинает бизнес, пробовать всё самим. Это как умение убирать квартиру. Ты должен сам знать все лайфхаки и подводные камни, чтобы дать правильное задание помощнице».

5. Правильно выбрать партнёров по доставке

Дмитрий считает, что курьер должен быть обученным, приятным, вежливым, ведь фактически это лицо его компании. Но так ли выгодно иметь собственного курьера в штате?

«Я считаю, что справедливо делать доставку платной и тогда человек платит ту сумму, которую насчитал ему счётчик. Сейчас курьерская служба нам даже больше выгодна, чем собственный курьер, потому что количество заказов спрогнозировать нельзя, и платить фиксированную зарплату курьеру в целом тоже нерентабельно. Мне проще на три заказа вызвать трёх курьеров. Это удобно, потому что подача от 20 минут, курьеры обученные. Это не вчерашние таксисты из всем известного агрегатора, которым сказали, что теперь они еще и будут развозить заказы. А они не умеют общаться, могут нахамить, нагрубить. Не могут найти подъезд и начинают ругаться, психовать, звонить. Мне не хочется, чтобы такой человек  был конечным звеном заказа».

Сервис быстрой курьерской доставки Take’N’Go дает несколько советов предпринимателям, которым, как и Дмитрию, важно, чтобы продукция была доставлена до покупателя в лучшем виде.

  • Выбирайте курьерскую компанию, которая работает именно с интернет-магазинами. У таких компаний, как правило, есть автодоставка, удобная система тарифов на все случаи жизни, опыт решения сложных вопросов и форс-мажоров. В Москве и Московской области можно воспользоваться услугами Take’N’Go.
  • Закажите пробную доставку, чтобы на собственном опыте проверить, как работает клиентская служба: всегда ли она на связи, насколько быстро и доброжелательно отвечает на ваши вопросы?
  • Уточните, есть ли у ваших будущих партнеров автодоставка, имеется ли в наличии холодильник и термосумки.
  • Обсудите упаковку, в которой будут перевозиться ваши тортики и пирожные. Компания может посоветовать вам оптимальный вариант упаковки, чтобы ваши сладости доехали до заказчика в первозданном виде.
  • Уточните, проводит ли компания личное собеседование с курьером, прежде чем заключить с ним сотрудничество. Это увеличивает шансы на то, что ваш доставщик еды будет вежлив, опрятен и доброжелателен. 

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter