Весной просыпается не только природа, но и бизнес: как показывает практика, с конца февраля по конец апреля появляется огромное количество вакансий в самых разных сферах. Это связано и со скорым окончанием финансового года, и с традиционным стратегическим планированием на текущий год. С большими корпорациями всё ясно – у них есть отдел персонала и оплаченные доступы к крупнейшим базам резюме. Как быть компаниям, которые не имеют постоянной потребности в HR-отделе? Разбираемся в альтернативных источниках поиска сотрудников.
1 Facebook: как соцсеть деловой площадкой стала
После официального запрета LinkedIn в России бизнес-нетворкинг перешёл в Facebook. Теперь тут есть множество групп для поиска работы и работников, куда можно вступить, разместить вакансию и оставить контакты для откликов. Кроме того, внутри группы можно поискать и резюме интересующих вас специалистов – люди в активном поиске размещают информацию о себе отдельным постом.
Найти эти группы можно по ключевым словам «вакансия», «работа» или по специальности, которую вы ищете. Вот лишь некоторые из таких сообществ, которые помогли мне познакомиться с прекрасными специалистами:
- SELL YOUR HEAD – наверное, самая известная группа с вакансиями. Специализации нет, сидят здесь практически все – от секретарей до медиа-менеджеров. Быстро одобряют посты, довольно много откликов и комментариев.
- Работа PR и маркетинг – название говорит само за себя. Найти можно как сотрудников на полный рабочий день, так и фрилансеров или тех, кто работает удалённо.
- CFO хаб – сообщество, куда имеет смысл вступить, если вы ищете финансового директора, контролёра или главного бухгалтера – в общем, достаточно высокие позиции, связанные с финансами или бухгалтерским учётом.
- Вакансии в ecommerce – здесь собираются люди, связанные с интернет-магазинами и другими диджитал-пространствами. Можно найти бизнес-аналитиков, продакт-менеджеров, руководителей проектов, интернет-маркетологов, копирайтеров и др.
- РА хаб – группа с опытными бизнес-ассистентами, личными помощниками, делопроизводителями, секретарями и офис-менеджерами. Зарплатные ожидания соискателей здесь могут быть немаленькими, т.к. это чаще всего люди с большим и разнообразным опытом, но если вдруг вам нужен человек, который возьмёт на себя все административные вопросы – вам по адресу.
- Работа и вакансии в ИТ – также всё очевидно из названия, размещены вакансии от системных администраторов до ИТ-директоров. Если есть возможность, лучше укажите примерную зарплату сотрудника, чтобы получить более релевантные отклики.
Текст вакансии должен быть коротким, буквально 3-5 предложений: кратко о компании, задачах, требованиях к сотруднику и условиях. Можно оставить ссылку на ваш сайт, чтобы соискатель мог составить о вас первое впечатление. Обязательно прочитайте правила публикации вакансий.
Не забудьте оставить контакты для связи и проверять запросы на переписку: если вам пишет человек не из списка друзей, уведомление о сообщении не придёт, нужно чекать самому.
Кого можно найти: топ-менеджмент, маркетологи (как digital, так и классические), аналитики, ИТ-специалисты, HR, event-менеджеры, SMM-специалисты, копирайтеры, офис-менеджеры, секретари.
2 Авито: да, здесь можно найти не только б/у микроволновку
Кого можно найти: разнорабочие, промоутеры, операторы колл-центра, персонал сферы обслуживания, курьеры
Не совсем бесплатный способ, но если вам нужен рабочий персонал, он может сработать. Размещение вакансии стоит около 500 руб. – по сравнению с известными работными сайтами, это совсем недорого. Особенно неплохо работает в регионах России.
3 LinkedIn: врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»
Несмотря на то, что после известного закона большинство активностей ушло в фейсбук, в LinkedIn очень удобно искать людей из конкретной индустрии, компании и др. Отправлять сообщения можно только людям из вашего списка контактов и «друзьям друзей», однако, добавляя в друзья интересный вам контакт, можно приложить к заявке сопроводительный комментарий: просто представьтесь и расскажите коротко о вакансии, оставив контакты для обратной связи. Люди в LinkedIn часто бывают открыты к предложениям о работе, а оттого вряд ли отклонят вашу заявку.
Кого можно найти: работники крупных корпораций, специалисты по продажам, бухгалтеры, маркетологи, тестировщики, юристы.
4 Instagram: девочки, записываемся на собеседование!
Instagram давно напоминает доску объявлений: вероятно, там очень удобно настраивать контекстную рекламу и «ловить» новых потребителей. Однако кроме новых клиентов, с помощью контекстной рекламы можно привлечь и новых сотрудников себе в команду. Пока что объявления о вакансиях не так сильно замылили пользователям глаза, так что у вас есть шанс быть замеченным! Только обязательно максимально точно представьте, какова ваша целевая аудитория, кого вы хотите видеть в качестве сотрудника.
Конечно, учитывая расходы на рекламу, способ условно бесплатный, но это всё равно дешевле, чем база резюме на крупном сайте.
Кого можно найти: начинающие специалисты, мастера салонов красоты, бизнес-тренеры, частные преподаватели, онлайн-маркетологи, SMM- специалисты.
5 Понаберут по объявлению!
Не такой уж я ретроград: в регионах России и не только объявления на улицах до сих пор работают! Конечно, таким образом лучше привлекать людей рабочих специальностей или временных сотрудников. Сделайте объявление поярче, укажите крупным шрифтом название компании, вакансию, контакты и примерные условия работы – соискатели не заставят себя ждать.
Кого можно найти: промоутеры, производственный персонал, рабочий персонал, курьеры
6 Профессиональные онлайн-пространства, выставки и конференции: рыбак рыбака видит издалека
Если в вашей индустрии организовываются мероприятия – это отличная возможность не только найти себе сотрудников, но и просто обменяться опытом и новостями вашей профессиональной области. Во-первых, вы можете относительно свободно общаться с посетителями и гостями мероприятия, во-вторых, заключение практически всех ключевых сделок часто происходит именно во время таких неформальных коммуникаций.
Уверена, о нетворкинге на мероприятиях вы и без меня знаете. Расскажу чуть более подробно про онлайн-канал. Здесь довольно много и возможностей, и площадок: от известной соцсети айтишников Github и различных Telegram-каналов до программ вроде Changellenge, с которыми можно сотрудничать, если вы планируете привлечь себе в команду студентов или выпускников вузов. Отдельно хочу отметить Clubhouse: о том, как там находить сотрудников, пока не знают даже профессиональные эйчары, но то и дело появляются успешные кейсы найма людей из конференц-комнат по интересам. Попробуйте: даже если вдруг ни с кем не познакомитесь, наверняка какие-нибудь инсайты для вашего бизнеса поймаете.
Кого можно найти: ИТ-специалисты, специалисты по продажам и работе с клиентами, узкие отраслевые специалисты, фрилансеры, начинающие специалисты
7 Сарафанное радио
В отличие от нетворкинг-вечеринок или отраслевых мероприятий, ваше поле поиска не ограничено конкретной сферой и другими рамками. Теория шести рукопожатий кого только в бизнес ни приводила: это может быть и двоюродная сестра бывшего коллеги, которая как раз ищет подработку бухгалтером, и знакомый знакомого программист, и даже сын друга, который учится на втором курсе и готов поработать курьером. Конечно, сложно найти нужного человека только через вопросы к знакомым, но это очень неплохой дополнительный источник потенциальных работников.
Кого можно найти: кого угодно
Как видите, не едиными работными сайтами жив рынок труда. Кстати, многие соискатели признаются, что самую интересную работу они чаще всего находили через нетворкинг или социальные сети. Так что удачи вам с поисками и отличных кандидатов!