Бен Хоровиц — бизнесмен и инвестор, соучредитель венчурной компании Andreessen Horowitz, которая занимается инвестициями в такие крупные проекты как Airbnb, Facebook, Pinterest и Twitter. Довольно продолжительное время Бен ведет блог, который читают 10 миллионов человек, и поднимает в нем насущные бизнес-темы.
Бен не рассказывает о легких путях построения бизнеса. Наоборот, пишет, что в большинстве ситуаций, с которыми встречается владелец компании, их просто не существует. Это нужно признать и, продолжая быть смелым, идти дальше. Также не существует идеального сценария построения структуры большой организации, которая бы функционировала как часы.
Придумать и поставить перед собой глобальную, рискованную и дерзкую цель нетрудно. Нетрудно и расписать оргструктуру будущей компании и нанять блестящих сотрудников. Гораздо сложнее добиться эффективного взаимодействия людей в компании. Дело в том, что только тот факт, что топ-менеджер имеет отличное резюме, не гарантирует его высокоэффективной работы, необходимой стартапу. Существует два основных вида корпоративной культуры: та, в которой имеет значение то, что ты делаешь, и та, в которой имеет значение только должность, которую ты занимаешь. Вам следует сформировать культуру первого вида, иначе компания погибнет.
В высокотехнологичном бизнесе редко можно прогнозировать заранее, как пойдут дела. Разница между посредственной и уникальной компанией зачастую состоит в том, что в первой сотрудники скованы жесткой ответственностью за свои действия, а во второй поощряется обоснованный риск. Ответственность — это очень важно, но не только это имеет значение.
Бывший босс Бена Джим Барксдейл любил говорить: «Мы заботимся о людях, продукте и прибыли — именно в таком порядке». Высказывание простое, но очень глубокое. «Мы заботимся о людях», — всегда наиболее трудно реализуемая часть, но если игнорировать ее, то остальные две потеряют значение. Если ваша компания станет хорошим местом работы, то, вполне возможно, просуществует достаточно долго для того, чтобы завоевать мировую славу. Если дела в компании пойдут плохо, единственная причина, которая будет удерживать сотрудника — то, что он любит свою работу.
Также нет никакого секрета успеха СЕО. Но есть качество, отличающее успешных СЕО от посредственных. Первые могут сосредоточиться и сделать правильный выбор, когда кажется, что никакого выбора нет вообще.
«Вплоть до сегодняшнего дня, — говорит Бен, — я считаю самым ценным талантом СЕО умение справляться с собственными психологическими мотивами». Поэтому так важно развивать ключевое умение руководителя — способность управлять собой и своим настроением.
Организационная структура компании, разработка бизнес-процессов, выбор показателей, наем и увольнение сотрудников — всему этому не так уж трудно научиться по сравнению с умением держать под контролем свой разум и эмоции.
Вот несколько советов, которые помогут вам успокоить нервы:
- Поддерживайте дружеские отношения в коллективе.
- Постарайтесь перенести ваши соображения на бумагу. Так вы снизите градус переживаний и посмотреть на ситуацию со стороны.
- Сосредоточьтесь на возможностях, а не на препятствиях. В этом вам поможет второй пункт.
Если же вы решили, что сокращение персонала неизбежно, то следует провести его как можно быстрее. Когда слухи о сокращении просочатся в коллектив (а это неминуемо, если вы будете медлить с реализацией принятого решения), то у вас возникнет целый ряд дополнительных проблем. Сотрудники начнут атаковать вопросами менеджеров. Менеджеры нервничать. Работа замедлится.
Начиная свой бизнес, вы формируете уникальный моральный климат, нанимаете самых талантливых людей и вместе разрабатываете продукт, который приведет в восторг потребителей и сделает мир хотя бы немного лучше. Но несмотря на любые советы, трудный выбор таковым и останется. Поэтому просто пожелаем успеха каждому, кто продолжает работать и бороться стремясь реализовать свою мечту.