Влияние социальных отношений на смертность можно сравнить с рисками от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Одиночество становится дополнительным фактором, ухудшающим качество жизни. Кризис института брака и семейных отношений и все большая автономность урбанизированного человека ведут к тому, что одиноких людей становится больше. В России 30% людей живут в одиночестве.
Одинокие люди не выгодны для экономики?
Одинокие люди сталкиваются с тем, что услуги и товары зачастую стоят для них дороже: номера в гостиницах на одного — большая редкость, скоропортящиеся продукты продаются в объемах, которые сложно успеть употребить одному. Одинокая жизнь увеличивает стоимость страховки, может осложнить получение кредита.
В некоторых исследованиях одиночество связывается с бедностью: практики социализации, например, поход в кино или ужин в кафе с друзьями не всегда доступны при ограниченном бюджете. Одинокие люди объясняют, что приоритезируют расходы в пользу нужд первой необходимости, не включая туда траты «на социализацию».
Хронически одинокие люди склонны недооценивать себя, зачастую они чувствуют социальное неодобрение из-за своего статуса.
Одинокие чаще становятся жертвами мошенников и влезают в долги.
Есть мнения, что одинокие люди менее продуктивны. В случае работы одиночество может выражаться и в отсутствии романтических или семейных отношений и друзей, а также в удаленности от коллег. Сотрудник, которому не с кем пойти на обед и пошутить, чувствует себя отстраненно, сомневается в своей значимости и нужности.
Адаптация к новым реалиям
Но есть и обратная тенденция: экономика, сфера товаров и услуг подстраивается под растущее число одиноких людей. В китайской провинции Гуандун домохозяйств, состоящих из одного человека, больше числа домохозяйств, состоящих из двух и более людей. В связи с этим здесь открываются специальные караоке- и фитнес-клубы для одиночек, а турфирмы адаптируют свои услуги под одиноких путешественников.
Люди, живущие одни, оставляют больше денег в кафе, тратят на бытовые услуги, индустрию развлечений. На фондовом рынке они рискуют больше, чем семейные люди.
С одной стороны, пандемия сильно усилила чувство одиночества и вывела этот вопрос из тени. С другой стороны, в последние годы формируется понятие о синглтонах — людях, осознанно предпочитающих жить без других. Социолог Эрик Клайненберг посвятил книгу «Жизнь соло. Новая социальная реальность» этому феномену.
В ней он говорит о том, что быть синглтоном выгодно экономически, например, больше времени на работу из-за отсутствия потребности в социализации может обеспечить рост доходов.
У одинокого человека есть больше времени на рефлексию, поиск себя. В одиночестве проще принимать большие решения, так как человек несет ответственность только за себя. Одиночество может помочь сконцентироваться и даже улучшить отношения с окружающими, проанализировав свое поведение.
С ростом количества одиноких людей появляются новые городские форматы жизни: коливинги, в которых разные люди могут вести свою уединенную жизнь. А в коворкингах можно работать самостоятельно, при желании социализируясь с соседями по столу. Даже застройщики адаптируются под социальные перемены, создавая квартиры с небольшой площадью, подходящие для людей, не планирующих дополнительных жильцов.
Как будет развиваться ситуация
Предполагается, что увеличивающееся количество одиноких людей в перспективе приведет к снижению экономического роста. Влияние количества одиноких людей на экономику различается по следующему принципу: одиночки, самостоятельно выбравшие изоляцию, скорее положительно влияют на экономические показатели. Изоляция стоит дороже и при осознанном выборе предполагает, что человек может себе позволить снимать или приобрести жилье в одиночку, составлять индивидуальную потребительскую корзину. И наоборот — люди, вынужденные жить в одиночестве, дают меньший вклад в экономический рост. И именно таких людей стало больше в пандемию.
Действительно, стоит различать людей, выбравших осознанное одиночество и оставшихся наедине с собой по независящим от них обстоятельствам. Экономика и государство всегда адаптируются под новый социальный феномен, а значит, появятся новые ниши, которые будут делать жизнь одиноких людей лучше и развивать экономику альтернативными способами.