Так как деньги — это важная часть нашего мира, а компьютерные игры призваны в том числе максимально точно его имитировать, то деньги появились в играх чуть ли не с появлением самих игр в принципе. Однако, когда начали развиваться многопользовательские ролевые игры MMORPG, где часть игроков были готовы приобретать виртуальные активы за реальные деньги, все стало намного серьезнее. Теперь человек может в буквальном смысле уничтожить сотни тысяч реальных не игровых долларов, даже не вставая из-за компьютера, а цена решений, принимаемых в играх, часто выше, чем некоторые важные решения в реальной жизни.

23 августа
Антон Бурсак

Начнем с одного небольшого, но важного уточнения. В однопользовательских играх экономика практически всегда обманывает игрока. Он в ходе прохождения получает определенные ресурсы, условно назовем из «золотом» и на них может приобретать более мощное оружие, улучшения, игровых питомцев и другие вещи, которые повышают его «качество жизни» в игре. Но секрет состоит в том, что разработчику игры не нужно, чтобы игрок стал богатым – в этом случае он сможет купить вообще все, что ему нужно, в результате чего теряется смысл делать что-либо в игре. Поэтому разработчики «подкручивают» игровой баланс таким образом, чтобы игроку всегда не хватало ресурсов и оставался стимул двигаться вперед.

Многопользовательские игры-песочницы строятся по другому принципу — там игрок может добывать, условно, камень, и из этого камня можно строить дома. Камня в игре всегда будет столько, сколько его добыли игроки. Если все займутся добычей камня, его стоимость начнет стремительно падать. Но если кто-то начнет целенаправленно нападать на таких добытчиков, то это занятие станет слишком опасным и стоимость ресурса начнет расти. Мощная гильдия может захватить все регионы, где встречается камень, и установить монополию на его добычу, устанавливая цены по своему усмотрению.

Экономика песочницы

В разработанной компанией CCP Games игре EVE Online все предметы в игре создаются, накапливаются и продаются самими игроками, за исключением предмета под названием PLEX – Pilot License Extension – который можно обменять на 30 дней подписки (игра распространяется по прописочной модели) или продать на рынке за сотни миллионов внутриигровой валюты. Таким образом, часть игроков может заработать на PLEX внутри игры, и им нет необходимости не платить ни доллара за право доступа к ней, а кто-то, наоборот, покупает PLEX, чтобы обменять его на внутриигровую валюту и купить нужные ему корабли и ресурсы.

Кроме того, в экономической системе EVE присутствуют сотни различных ресурсов, добываемых в разных регионах и разными способами, игрокам нужно отправлять геологические экспедиции, разведывать отдаленные уголки космоса, строить мощные перерабатывающие фабрики, а после этого всего еще безопасно доставлять все добытое на крупные торговые хабы, чтобы продать. Периодически в игре возникают финансовые пирамиды, крупные альянсы игроков скупают с рынка ресурсы, уничтожают фабрики конкурентов и посылают ложные сигналы рынку, чтобы манипулировать ценами.

К примеру, весной 2012 года корпорация Goonswarm атаковала крупнейший торговый хаб EVE Online, уничтожая все находящиеся там транспорты с товарами без разбора, объявив своей целью подорвать экономику игры. Что характерно, ведущий продюсер игры Джон Ландер в ответ на первые новости об акции заявил, что «Это просто великолепно». Что, по сути, так и вышло: с экономикой ничего не случилось, а игроки получили массу веселья, ну по-крайней мере те из них, кто не потерял добытые десятками часов игрового процесса товары и наблюдал за разворачивающимися событиями со стороны.

Спокойствие CCP можно понять — по сути они единственные, кто имеет право во вселенной EVE Online печатать валюту PLEX. Или же ее можно сравнить с фишками в казино, и как и любом казино, что бы не происходило, в выигрыше всегда в конечном счете оказывается владелец казино.

Доктор Эйо

Несмотря на это, экономика EVE Online настолько сложна, что CCP на всякий случай наняла настоящего доктора экономики Эйолфура Эйо Гудмундссона на должность главного экономиста, чтобы он следил за планами крупных корпораций и не позволял им слишком уж расшатывать основы экономики игры. Пока он неплохо с этим справляется.

Отдельная гордость CCP – это войны, в которых уничтожается игровое имущество на сотни тысяч долларов в реальных деньгах. Войны часто также имеют экономические причины, например, борьбу за какие-то богатые редкими минералами звездные системы, но чаще всего как и в реальной жизни — главная причина – амбиции и жажда власти отдельных игроков. Крупнейшая по финансовым потерям битва в EVE произошла совсем недавно, в феврале 2021 года и получила название «Бойня в M2-XFE». Потери всех сторон составили $378 тыс. в реальных деньгах. Всего же начавшаяся в этом году «мировая» война альянсов в EVE Online уже на начало лета принесла по некоторым оценкам более $2 млн убытков в реальных деньгах. Реального перевеса не получила ни одна из сторон, а больше всех радовался, скорее всего доктор Эйо, так как игрокам понадобятся новые ресурсы, чтобы собрать силы и отомстить обидчикам, а это значит, возможность напечатать еще больше новых PLEX.

теги:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter