Ведь людей, которые готовы променять условные Zara и H&M на секонд-хенды, с каждым годом становится все больше.
В 2033 году подержанная одежда будет занимать почти треть шкафа у покупателей во всём мире. Такой вывод сделали эксперты из онлайн-гиганта ThredUp (маркетплейс, который торгует исключительно «секондом»). На тот момент объём рынка одежды «с чужого плеча» оценивался в 29 миллиардов долларов, но аналитики посчитали, что к 2023 году он чуть ли не удвоится и будет составлять $51 миллиард.
Данные по России не настолько взрывные. Эксперты сходятся во мнении, что у нас в стране рынок растёт медленно, но всё же растёт. Импорт подержанной одежды за 5 лет с 2014 года вырос незначительно, но доверие к секонд-хендам постепенно повышается. В 2016 году только 45% женщин старше 18 лет были готовы покупать одежду «с чужого плеча», но к 2018 году их доля составляла 64% (данные московской компании «ФинПромТорг»).
Что мешает рынку секонд-хенда расти такими же темпами и у нас в стране? По мнению экспертов McKinsey, западные покупатели не просто хотят сэкономить — ими движет любовь к разнообразию и разумному потреблению. В России ни то, ни другое пока не является ценностями: у нас ходят в секонды исключительно для того, чтобы купить одежду задёшево. Так считает Алексей Молчанов, основатель интернет-магазина секонд-хенда OZHUR. По его словам, российский покупатель скорее предпочтёт купить дешёвую вещь с Aliexpress и других китайских площадок, чем более качественную, но подержанную.
Тем не менее, в России начали появляться секонд-хенд проекты, которые делают ставку не только на низкие цены, но и на качество. Charity Shop — это сеть магазинов, где продается брендовая одежда, бывшая в употреблении. Люди сдают ненужные вещи сотрудникам магазина или в специальные контейнеры. Лучшие из них попадают на вешалки в магазине, все остальные — на склад. Дальше они едут в благотворительные организации или на переработку. Сеть существует с 2014 года, когда появился первый магазин Charity Shop на Новокузнецкой, сейчас же в Москве их четыре и четыре в регионах.
Той же политики придерживается Анна Абрамова, владелица нишевого инстаграм-магазина Cinderella Syndrome («Синдром Золушки»). Основную часть небольшого ассортимента составляют вещи так называемого миддл-сегмента: Twin Set, Pennyblack, Ralph Lauren и т.д.
Среди нишевых проектов появляются и сервисы по аренде одежды. Ещё пару лет назад в этом сегменте можно было встретить только прокаты нарядных платьев для торжественных случаев: выпускного, свадьбы, банкета. Решить проблему с арендой «black tie» сейчас легче, чем когда-либо: в российском интернете множество предложений, начиная от крупных маркетплейсов, объединяющих под своей «крышей» сразу несколько ренталов (Rentmania, Next2u), до маленьких инстаграм-прокатов.
Сейчас аренда вещей набирает популярность у представителей шоу-бизнеса и работников сферы развлечений. В инстаграм-ленте проката Looks Rent сложно найти бальное платье или смокинг, но зато часто встречаются блестящие пиджаки, полупрозрачные топы, кожаные баски, лаковые куртки и другие экстравагантные вещи, свойственные для поп-артистов.
Большая часть одежды из ассортимента Looks Rent создана главным дизайнером компании, Светланой Глинка. Вместе с ней Данила запустил бренд одежды, который в основном и представлен на «витрине».
На 95% у нас своя одежда, лишь малая часть была куплена у других дизайнеров. Один наряд выдерживает около 20 выходов «в свет».
Данила Кабаков
Данила скорее согласен с выводами аналитиков: «В России рынок аренды одежды растёт очень маленькими темпами, так что наш рост будет больше связан с нашей узнаваемостью, нежели с ростом рынка. А вот в перспективе 3-5 лет, думаю, рынок станет активнее».
Анна Цигельницкая наблюдает динамику интереса к секонд-хендам на протяжении 6 лет, с момента, когда открылся первый магазин Charity Shop в 2014 году.
Я вижу, что отношение к сегменту у москвичей поменялось кардинально. Есть маленькая история, которая это иллюстрирует. Когда мы открывали первый магазин, то хотели сделать это в какой-то классной хипстерской точке, и в тот момент нам очень хотелось разместиться на Корабле Брюсова. Нам дали «от ворот поворот». А теперь, в 2020 году, с нами сотрудничают лучшие площадки, мы выставляем свои вещи на Vintage Marketplace Moscow. На Даниловском рынке и Хлебозаводе тоже появляется всё больше винтажных проектов.
Анна Цигельницкая
Впрочем, кривая роста сейчас под угрозой: неизвестно, как скажется на секонд-хендах и на ритейле в целом коронавирусная пандемия и последовавший за ней финансовый кризис.
Цигельницкая сохраняет оптимизм: «Считается, что кризис положительно скажется на нашем сегменте, потому что у людей будет становиться меньше и меньше денег. Правда, сейчас люди начали активно продавать ненужную одежду в интернете, — на Юле, Авито, в фейсбук-сообществах. Так что, вероятно, в ближайшее время мы будем сталкиваться с конкуренцией онлайн-продаж».
С ней соглашается и Анна Абрамова: «В условиях экономического кризиса желание людей хорошо выглядеть никуда не денется, и сегмент second hand может стать гениальным решением этой проблемы».
«Кризисы были всегда — это просто факт, который нужно учитывать и быть готовым к нему! — считает Данила Кабаков. – После любого кризиса всегда идёт рост экономики. Так что в перспективе 2-5 лет экономика России начнёт расти. Если же говорить о 2020 году, то он будет очень сложным для России. Сейчас очень многие не понимают, как сильно упадёт покупательская способность населения из-за вируса и нефтяной войны, а всё это очень сильно влияет на рубль, что очень сильно влияет на цены, которые мы видим в магазинах. Большое количество компаний ждёт банкротство, ВВП России недоберёт около 1% минимум, а для нашей экономики это огромные цифры. Соответственно, у ритейла в этом году будут проблемы, потому что сейчас даже непонятно, когда кризис начнёт заканчиваться».