Пара слов о благотворительности
Жертвовать нуждающимся – это правильное и благородное дело. Правда, в нашей реальности на этом мотиве построена целая индустрия. Волонтёры с ящиком в общественном транспорте, сообщения в директ и слезливые объявления на стене. Давайте разберёмся, как помогать в полной мере тем, кто в этом действительно нуждается.
Куда точно не надо переводить
Самый оптимальный вариант – переводить благотворительным фондам онлайн. Не нужно спонтанно жертвовать в неизвестный ящик в супермаркете или людям в фирменных жилетах, переводить средства по запросу в личные сообщения тоже не стоит. Зачастую под трогательными текстами скрывается номер карты, который никак не относится к нуждающимся людям.
Лучше всего ориентироваться на фонды. Они получают средства и распределяют их. По факту, каждый жертвующий таким образом может приобщиться к помощи. И теперь возникает вопрос:
Как проверить фонд?
У некоммерческих благотворительных организаций должен быть Устав, ИНН, ОРГН. Достаточно ввести название фонда и провести поиск наименования по открытым базам. Дополнительный пункт проверки – сайт ФНС. Надо зайти в раздел «Проверь себя и контрагента».
Достаточно реквизитов
Что даст проверка? Вы узнаете, реальна ли организация, действительно ли ведёт благотворительную деятельность.
Только это ещё не всё. С юридической стороны может быть всё хорошо. Обратите внимание на следующие моменты:
На что обратить внимание в первую очередь?
Почти у всех благотворительных организаций есть свой сайт. Первый звонок — если в браузере вы не видите подобного значка:
Замочек и HTTPS
Сайт использует платёжные данные. Замочек и HTTPS означают, что используется цифровой сертификат безопасности, который шифрует личную информацию пользователя.
Смотрите также на реквизиты. Порядочные фонды и организации собирают всё на свой счёт онлайн или через кассу бухгалтерии. Номера карт, телефонов, номера кошельков – это повод задуматься. Никто не будет собирать деньги на счета физических лиц.
Для привлечения пожертвований порядочные организации проводят рекламные кампании. Например, в соцсетях. Если в аккаунте выбранного фонда закрыты комментарии, есть накрученные подписчики и какие-то ссылки для чтения объявлений, то это сигнал о непорядочности.
Отчётность благотворительных фондов
НКО должны раз в год отчитываться о своих расходах. Согласно закону, административные расходы должны составлять максимум 20% от всех поступающих платежей. В документе должны фигурировать направления трат: каким людям помогли, на какие проекты собирались деньги.
Порядочные организации публикуют отчёты в открытом доступе: на свой сайт, в рассылке жертвователям и с помощью других средств коммуникации. Также отчёты должны быть с ретроспективой за прошлые отчётные периоды.
Если организация не публикует отчётность и не предоставляет её по запросу, сотрудники ищут отговорки по поводу отправки, то явный намёк на чёрную бухгалтерию или недобросовестность.
Где найти проверенные фонды?
Из-за огромной волны фиктивных благотворительных организаций появились целые порталы, которые собирают проверенные фонды в единый реестр. Например, «РусФонд», «Благо.ру», «ДОБРО.MAIL.RU».
Как начать жертвовать?
Определитесь с суммой, которую вы готовы отдавать ежемесячно на добрые дела. Фондам проще управлять финансами при регулярных платежах. Даже 100 рублей в месяц могут помочь.
Потом выбирайте направление деятельности, кому вы планируете помогать:
Благо.ру
Затем вам остается выбрать фонд и проверить по озвученным выше пунктам.