Сравним цены на некоторые популярные продукты в двух супермаркетах самых распространенных сетей России — «Пятерочке» и «Магните». К слову, в спальных районах буквально во всех городах нашей страны они расположены если не в соседних домах (а в некоторых случаях даже в одном), то через дорогу.
А теперь к самим ценам. В «Пятерочке» молоко 3,2% объемом 1,4 литра стоит 120 рублей, кило курицы (филе) 387 рублей, хлеб — 55 рублей, а чипсы — 135 за упаковку. Итого: 697 рублей.
Теперь сравним цены на те же самые позиции в «Магните». Молоко — 110 рублей, курица — 405 рублей, хлеб — 57 рублей, а чипсы — 130, но на них скидка: первоначальный ценник 184 рубля. Итого: 702 рубля. Вышло немного дороже, чем в первом примере. Получается, если в «Пятерочке» мы купим курицу (387 рублей), хлеб (55 рублей), а в «Магните» — молоко и чипсы (110 и 130 рублей), то заплатим 682 рубля. Экономия хоть и маленькая, но очевидная. При рассмотрении большего количества продуктов или хозтоваров разница будет еще больше.
Всего в России около 70 сетей супермаркетов и продуктовых магазинов. Самый крупный ритейлер — Х5 Retail Group, к нему относится как раз «Пятерочка», а также «Карусель» и «Перекресток». Второе место по стране занимает «Магнит», а третье и четвертое места — «Светофор» и «Mercury Retail Group Limited» («Бристоль» и «Красное & Белое»). Самыми дорогими супермаркетами в России являются «Азбука вкуса» и «Глобус гурмэ».
Важно отметить, что цены в магазинах даже одной и той же сети могут различаться и в зависимости от формата торговой точки. Например, в «Магните» формата «у дома» и формата «экстра» на один и тот же товар они будут разными.
Как формируются цены?
С точки зрения ценообразования для ритейлеров все просто: чем важнее в глазах покупателя тот или иной товар, чем выше на него спрос, тем выше и цена. Для сравнения: глоток воды в Сахаре будет стоить в 10 раз дороже, чем бутылка в центре Москвы. При этом себестоимость у них одинаковая.
На стоимость продуктов влияет также и отсутствие конкуренции. Поэтому если в радиусе километра нет другого продуктового магазина, то ценник в нем будет выше. Чтобы стоимость продуктов была на 10–15% ниже, достаточно двух-трех точек в шаговой доступности друг от друга. На цену в магазине также влияет количество товаров и даже предпочтения покупателей в том или ином районе города и их платежеспособность.
Не будем забывать, что продукты — от производителя до полок в супермаркете — проделывают огромный путь. Доставка, упаковка, раскладка, а также обслуживание магазина и обучение персонала — все это тоже добавляет стоимости булочкам и печеньям. Немалые средства тратит ритейлер и на рекламу. О новом, недавно открывшемся магазине на углу дома у метро должны узнать все жители района, поэтому владельцы сетей прибегают к помощи известных актеров или музыкальных исполнителей, а у них (на минуточку) немалые гонорары! И да, все это тоже отражается на стоимости нашей продуктовой корзины.
Какими бывают цены?
Знание того, как формируется цена, сэкономит вам деньги. А еще уберечь себя от лишних трат поможет и понимание того, какими бывают эти самые «цены». Они делятся на три вида: оптовые, розничные и закупочные.
Первые — это те, по которым производитель продает свою продукцию в больших промышленных масштабах, не прибегая при этом к помощи розничных сетей. Вторые — это цены, которые вы и видите в магазинах. Сюда включены все издержки и затраты ритейлера, о которых мы говорили выше. Сети супермаркетов могут сами устанавливать акции, сезонные скидки или делать выгодные предложения («Два по цене одного» или «Купи три, а четвертый — в подарок»).
Последний вид цен — закупочные. По ним производители продают товары, например, государственным учреждениям (школам, больницам, детсадам и т.д). В этом случае продавец остается в выгодном положении за счет объемов таких «сделок».