Искусственный интеллект (ИИ) оптимизирует бизнес-процессы и повышает качество взаимодействия с клиентами. Еще недавно технология была доступна лишь крупным корпорациям, но благодаря машинному обучению и облачным сервисам постепенно входит в сегмент малого и среднего предпринимательства. Как ИИ помогает компаниям расти и как грамотно внедрять новые технологии — рассказываем в статье. 

3 февраля
Ксения Абрамова

Зачем вашему бизнесу искусственный интеллект?

Способность ИИ быстро анализировать сложные статистические данные и устанавливать связи между большим набором переменных делает его бесценным “сотрудником”. Человеку зачастую не под силу интерпретировать такой большой объем информации.

Анализируя различные данные, нейросети могут прогнозировать объемы прибыли, оценивать вероятность увольнения сотрудников, выявлять предпочтения клиентов и т. д. 

Эксперты не сомневаются, что конкурентное преимущество останется за компаниями, которые “подружатся” с ИИ. Уже к 2030 году искусственный интеллект принесет мировому ВВП 15,7 триллиона долларов, полагают аналитики PWC. В России инициативы по внедрению технологий ИИ в различных отраслях экономики поддерживаются на правительственном уровне. 

Какие задачи решает ИИ?

Все зависит от направления деятельности. Ретейл, например, с помощью ИИ может прогнозировать спрос, модернизировать логистику и внутренние процессы в магазине, формировать индивидуальные предложения для клиентов. 

ИИ учитывает частоту и сумму покупок, образ жизни покупателя, приемлемый уровень цен, любимые категории товаров. По словам специалистова, эта информация повышает эффективность целевого маркетинга.

В строительстве и промышленности ИИ читает проектную документацию и находит расхождения на ранних стадиях. ИИ используется в чат-ботах, которые помогают сотрудникам самых разных компаний обслуживать клиентов. 

Маркетологам искусственный интеллект помогает составить эффективную стратегию продвижения. Для этого анализируется опыт предыдущих продаж, поведение конкурентов и общая ситуация на рынке. 

ИИ помогает компаниям поддерживать взаимоотношения с клиентами, что особенно важно в b2c-сегменте. Так, различные CRM-системы увеличивают обработку заявок на единицу времени, контролируют воронки продаж, снижают количество претензий в связи с неверным оформлением заказов.

Применение искусственного интеллекта в рекрутинге из-за экономической составляющей пока актуально больше для крупных игроков, однако рынок HR-tech продолжит развиваться и демократизироваться. Сегодня ИИ умеет определять уровень стресса сотрудников, формировать подборку перспективных кандидатов, выявлять неформальных лидеров и даже проводить собеседование. Например, в Burger King первичный отбор кандидатов проводит голосовой робот. Если человек подходит, виртуальный помощник переводит его на рекрутера. Доля нерелевантных заявок в компании упала с 30 до 0%. 

Что еще может ИИ:

  • прогнозировать объем прибыли на основе операционных и демографических данных;
  • оптимизировать ценообразование на основе поведения и предпочтений покупателей;
  • выявлять и предотвращать нарушения безопасности;
  • устранять технические проблемы пользователей;
  • анализировать поведение пользователей и выявлять подозрительные операции;
  • обрабатывать запросы и комментарии клиентов.

Пример использования ИИ в ПСБ: 

В прошлом году ПСБ первым в России запустил чат-банк для бизнеса в мессенджерах Telegram и WhatsApp, и стал лауреатом Национальной банковской премии в номинации «Инновационный подход применения искусственного интеллекта в обслуживании клиентов в банковском секторе». 

Сервис, работающий на основе нейронных сетей и машинного обучения, позволяет выставлять и оплачивать счета прямо в мессенджерах. Операция совершается мгновенно,  при этом её безопасность обеспечивается двухфакторной авторизацией и облачной электронной подписью — это бесплатно и безопасно. Чат-банком пользуются уже более  1000 клиентов.

“Согласно исследованию, которое проводил ПСБ, две трети клиентов малого бизнеса предпочитают использовать мессенджеры для взаимодействия с партнерами и обсуждения деловых тем, поэтому ПСБ интегрировал банковские сервисы в привычные для клиента каналы коммуникации”, — рассказал вице-президент, директор департамента цифровых продаж среднего и малого бизнеса ПСБ Роман Гаврилов.

Также ПСБ в числе первых российских банков запустил новое решение для ТСП, позволяющее принимать платежи через мессенджер Telegram. Теперь предприниматель, став клиентом ПСБ, может создать чат-бот своего магазина в одном из самых популярных мессенджеров и подключить к нему услугу интернет-эквайринга, что позволит его клиентам делать покупки, не выходя из привычного канала коммуникации. Банк реализовал возможность фискализации транзакций в Telegram-магазине, в ближайшее время также станет доступна оплата с помощью популярных платежных сервисов.

Чудес не бывает

Эксперты предостерегают от бездумного использования ИИ-решений, так как можно потерять внушительные средства, а результатов не добиться. По словам Дмитрия Шушкина, многие компании остались недовольны технологией анализа бизнес-процессов Process Mining, но лишь потому, что не выстроили единую цифровую стратегию и понадеялись на чудо. Несмотря на широкие возможности ИИ, он не заменяет человека. 

Чек-лист перед внедрением ИИ-решений:

  • Определите, какие процессы и задачи отнимают больше всего времени и нуждаются в автоматизации. 
  • Проанализируйте, можно ли автоматизировать их с помощью нейросети, то есть хватает ли для этого статистических данных. 
  • Изучите имеющиеся на рынке решения. Какую эффективность они показали при решении схожих задач у конкурентов?
  • Встаньте на место клиента и протестируйте новую технологию.
теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter