Борьба с навязанными услугами
Накануне нового, 2022 года начали действовать поправки к закону «О потребительском кредите (займе)». Основные изменения в законе направлены на борьбу с навязыванием со стороны банков дополнительных услуг в процессе оформления кредита. Эти услуги могут представлять собой различные консультации, юридическое сопровождение, телемедицину, помощь на дорогах и т. д. Теперь от них можно отказаться без изменения стоимости кредита даже после его оформления — в течение 14 календарных дней с момента подписания договора. При этом страховые услуги под эти поправки не попадают — при отказе от них процентная ставка вырастет.
Чтобы отказаться от нестраховых услуг, нужно обратиться в компанию, за которой предполагается предоставление этих услуг. Заявление рассмотрят в течение семи рабочих дней. Если все в порядке, деньги перечислят клиенту на карту за вычетом стоимости фактически оказанных услуг, если они были оказаны. Если вдруг компания откажет в возврате средств, в этом случае стоит обратиться в банк или микрофинансовую организацию, где заключался договор. Они также рассмотрят заявку в течение семи дней.
Запрет на проставленные галочки
При заключении договора о потребительском кредитовании банкам теперь запрещено предоставлять клиенту бланки с заранее проставленными галочками, которые могут подтверждать согласие клиента на получение дополнительных услуг. Часто таким образом сотрудники вводили в заблуждение заемщиков, навязывая им нефинансовые услуги, от которых раньше было практически невозможно отказаться. Теперь соответствующие поля или квадратики должны оставаться пустыми, чтобы заемщик сам, если это необходимо, поставил в них галочки.
Отмена обязательного остатка
Банки теперь не смогут включать в кредитный договор условия, предполагающие, что заемщик обязан всегда держать на счете неснижаемый остаток, который может пригодиться для погашения очередного платежа. Теперь кредитные организации вправе требовать наличия неснижаемого остатка на нужном счете только в день очередного платежа по кредиту. В остальные дни на счете, с которого погашается задолженность, может вообще не быть денег.
Сокращенное действие просрочек
С этого года в бюро кредитных историй (БКИ) начали действовать новые правила хранения информации о кредитах и займах. Теперь давние просрочки больше не будут влиять на кредитную историю банковских клиентов. Кредитные организации будут учитывать платежную дисциплину клиентам лишь по тем договорам, которые еще действуют или были закрыты не более семи лет назад. Согласно старым правилам, БКИ должны были хранить кредитную историю в течение десяти лет, причем все данные целиком и с момента внесения последних изменений, выдачи новых кредитов. Например, если бы вы неудачно взяли кредит, испортив кредитную историю, затем погасили его и взяли новый, спустя десять лет история бы не обнулилась и запись о первой просрочке не пропала бы. Именно поэтому даже очень старые просрочки раньше могли стать причиной отказа в новом кредите. Но теперь информация по действующим и новым кредитам и займам будет храниться семь лет, причем эти правила распространяются на отдельные записи в кредитной истории, и новые займы на срок влиять не будут.
Индивидуальные кредитные рейтинги
По новым правилам кредитные истории будут включать в себя больше сведений — их смогут отправлять в БКИ не только финансовые организации, но и арбитражные управляющие, ипотечные агенты, гаранты и лизингодатели. На основе этой информации будут формироваться индивидуальные кредитные рейтинги россиян, характеризующие платежеспособность клиента. Так кредитные организации смогут точнее рассчитывать вероятность просрочки, а их клиентам будет проще понимать, стоит ли рассчитывать на кредит, а также выявлять ошибки в расчете рейтинга и исправлять их. У заемщиков с начала года также появилась возможность подавать заявления об оспаривании информации из кредитной истории. Сделать это можно через мобильное приложение.