Правила закупок товаров, работ, услуг в РФ не ограничиваются одним Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Некоторые компании имеют право проводить необходимые им закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — №223-ФЗ). В отличие от непростых требований закона о контрактной системе, закон №223-ФЗ предоставляет заказчику гораздо больше свободы в приобретении нужных ему товаров, работ и услуг, а также возможность устанавливать свои правила в специальном документе — Положении о закупке товаров, работ, услуг. У закупок в соответствии с законом №223-ФЗ есть свои особенности: чтобы принимать участие в тендерах, предпринимателям необходимо знать о них и постоянно быть в курсе законодательных новшеств.
Кто работает по закону №223-ФЗ?
Не все компании имеют право закупать по закону №223-ФЗ — список их ограничен. Так, к ним относятся:
- госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах электро-, газо- и теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, хозяйственные общества с совокупной долей участия РФ в уставном капитале более 50%;
- дочерние хозяйственные общества с совокупной долей участия в уставном капитале хозяйственных обществ и их дочерние общества;
- ГУПы, МУПы, бюджетные учреждения — в случае утверждения ими Положения о закупке и финансирования закупок за счет собственных или иных источников (п. 4,5 ч. 2 ст. 1);
- федеральные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства из перечня Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. №2931-р.
Такие юридические лица разрабатывают, утверждают и размещают в единой информационной системе Положение о закупке товаров, работ, услуг, где подробно указывают способы их проведения, устанавливают требования к участникам закупки, особенности планирования, исполнения договоров. Необходимо помнить, что у каждого заказчика этот документ свой, поэтому перед подачей заявки на участие предпринимателю необходимо каждый раз знакомиться с большим объемом информации.
Чем руководствуются при проведении закупки?
Обязательным условием для процедуры закупки является ее соответствие требованиям законодательства и иным нормативным документам, в противном случае она может быть отменена контрольным органом, а заключенный по ее итогам договор признан ничтожным в суде. Так, правила проведения закупок и последующего исполнения договоров, права и обязанности сторон по закону №223-ФЗ установлены:
- Конституцией РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- Законом №223-ФЗ;
- Иными федеральными законами и подзаконными актами РФ;
- Положением о закупке товаров, работ, услуг Заказчика — о нем мы уже упоминали выше.
Существует четкий порядок утверждения Положения о закупке. Он определен ч. 3 ст. 2 закона. Такой документ и изменения в него обязательно размещаются в единой информационной системе в соответствии с ч. 1 ст. 4 и доступны для скачивания и ознакомления в открытой части сайта.
Кроме того, Положение не может противоречить требованиям законодательства, а при проведении процедуры должны соблюдаться его требования и обязательные принципы проведения закупок по закону №223-ФЗ: информационная открытость, равноправие и отсутствие необоснованных ограничений конкуренции среди предпринимателей, отсутствие ограничений в допуске к участию путем установления к участникам неизмеряемых требований и экономически обоснованное расходование средств.
Способы закупки товаров, работ, услуг
Участвовать в закупках согласно закону №223-ФЗ в качестве поставщика могут любые физические или юридические лица либо несколько таких лиц, независимо от их организационно-правовой формы, собственности, размера, уставного капитала, местонахождения. Исключениями являются офшорные компании и иностранные агенты в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ.
По общим правилампроцедураможет быть конкурентной и неконкурентной, проводиться в электронной или иной установленной в Положении о закупке форме.
Так, товары, работы или услуги можно закупать через торги, которые предполагают конкурентную борьбу предпринимателей и компаний: участники подают заявки со своим предложением о товаре, цене и других условиях исполнения договора в соответствии с требованием документации заказчика. К ним относятся:
- Аукционы — торги в режиме реального времени, на которых происходит последовательное снижение начальной цены на установленный «шаг» аукциона. Победителем признается допущенный к участию предприниматель, предложивший наименьшую цену договора.
- Конкурсы — тендеры, в которых важна не только цена, но и условия исполнения договора в соответствии с установленными в документации критериями оценки их значимости для заказчика: опыт оказания аналогичных услуг или поставки товаров, срок исполнения договора, наличие материально-технических средств.
Кроме торгов, конкурентными закупками также являются:
- Запросы котировок — закупки, в которых отбор победителя происходит на основании оценки поданных заявок, соответствующих требованиям документации. При этом выигрывает заявка с наименьшим ценовым предложением.
- Запросы предложений — в них цена и наиболее выгодные условия исполнения договора определяются на основании поданных предпринимателями коммерческих предложений.
Закупить нужный товар можно и без торгов: заказчики устанавливают в Положении исчерпывающий перечень случаев, когда они вправе заключать с предпринимателями договоры у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), лимиты по таким сделкам и иные условия их исполнения.
Более детально правила проведения закупок указаны в Положениях о закупке заказчиков — не забудьте знакомиться с ними, перед тем как принимать решение об участии в закупке.
Как МСП участвуют в закупках по закону №223-ФЗ?
Вместе с тем закон также содержит обязательные требования к проведению отдельных закупок, например услуг финансовой аренды, фрахтования, в целях создания произведений архитектуры и строительства, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые обязательно нужно соблюдать.
Одно из таких требований — проведение закупок конкурентными способами для участников — субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие предприниматели и компании на дату подачи заявки должны соответствовать требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, закона №223-ФЗ, Положению заказчика, а сведения о них должны быть включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Процедуры закупок для участия в них МСП проводятся строго в электронном виде на аккредитованных электронных площадках — их список такой же, как и для проведения закупок в соответствии с законом №44-ФЗ. В настоящий момент их насчитывается около 8, а перечень установлен в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 №1447-р. Для этого заказчики устанавливают в извещении специальный признак.
Закупки для участия МСП проводятся в форме:
- конкурса или аукциона в электронной форме со сроком подачи заявок 7 дней, а в случае начальной цены договора свыше 30 млн рублей — 15 дней;
- запроса котировок в электронной форме со сроком подачи заявок на участие 4 рабочих дня, при этом начальная цена закупки не должна превышать 7 млн рублей;
- запроса предложений в электронной форме сроком 5 рабочих дней с начальной ценой договора не более 15 млн рублей.
Порядок подачи заявки на участие, требования к участникам, порядок проведения таких процедур установлены статьей 3.4 закона №223-ФЗ. В случае их нарушения предприниматель вправе защищать собственные интересы и обратиться в федеральную антимонопольную службу.
Как видно, закон №223-ФЗ предоставляет широкие возможности для закупки требуемых товаров и, в частности, более детального описания его характеристик и требований. Тем не менее в нем установлены и обязанности сторон при осуществлении закупок, призванные не допустить ограничение конкуренции: например, указание заказчиком торговых знаков, фирменных наименований и знаков обслуживания в описании товара в строго ограниченных случаях (п. 3 ч. 6.1 ст. 3). Законодательных нюансов на практике еще больше, и все они требуют детального внимания опытных юристов. Если бюджет ограничен, предприниматели могут обратиться к услугам специалистов электронных торговых площадок, которые помогут в решении насущных технических проблем и окажут консультацию за весьма разумный ценник.