Кто такой безбилетник?
Зайцы или безбилетники есть не только в автобусах или электричках. Такие встречаются и в более научных сфера. В нашем случае мы поговорим о том, что понимают под проблемой безбилетника в экономике.
Эффект безбилетника — экономический феномен, когда тот, кто потребляет общественные блага, пытается уклоняться от их оплаты. То есть если человек сознательно не хочет платить за какое-то общественное благо, но вместе с тем намерен пользоваться им и получать выгоду.
Хорошим примером для иллюстрации этого эффекта могут быть граждане, которые уклоняются от уплаты налогов. Все мы знаем, что большая часть собранных средств идет в том числе и на обеспечение общественных благ.
В частности, в России налоговая нагрузка на труд многократно выше, чем в развитых странах. Это связано с тем, что взносы во внебюджетные фонды за часть экономически активного населения не пропорциональны доходам работников или не платятся совсем.
Эта, казалось бы, небольшая проблема — одна из самых трудно решаемых в рыночной экономике в сфере производства и предоставления общественных «товаров» (товаров коллективного пользования). Суть в том, что у обычных людей уменьшается мотивация оплачивать какое-то благо, когда они видят, что им спокойно пользуются те, кто за него не заплатил.
“Безбилетник” занижает ценность общественного блага. В результате этого снижается и объем производства этого блага, тогда и производить его считается неэффективно.
По итогу появляется еще одна проблема: все заинтересованы в потреблении этого блага, но никто не хочет платить. И задача экономики — решить вопрос, как обеспечить производство всех этих благ при наличии безбилетников, устранить которых невозможно?
Слабее или острее проблема «безбилетника» может быть под влиянием следующих факторов:
- Количество представителей группы (размер группы);
- Степень устойчивости группы;
- Степень однородности группы.
Способы решения проблемы «безбилетника»
Существует три основных решения этой проблемы:
- Предоставлять дополнительную мотивацию и блага плательщикам, которые вносят вклад в общее дело.
- Производство благ теми членами группы, кто больше остальных заинтересован в их производстве.
- Создание социального капитала, то есть совокупности всех институтов, общественных структур и сетей, механизмов репутации, которые помогут решить проблему путем производства доверия (то есть нормы сотрудничества и честности). Если говорить в более узком смысле, то речь идет о распространении неформальных норм доверия, честности и гражданской кооперации.
Нельзя решить проблему безбилетника, просто исключив его. Это нецелесообразно. Если решить задачу таким образом, то придется терпеть существенные издержки. А если не придется, то произойдет второй сценарий — будет иметь место недопроизводство чисто общественного блага, что приведет к уменьшению общей полезности. Именно по этим причинам чисто общественные блага должно производить государство (ну или участвовать в их производстве).
Лучше всего вовлекать в решение проблемы государство. Оно может участвовать в предоставлении общественных благ разными способами – от прямого производства этого блага (например, пожарная охрана) до финансирования их производства частным сектором (в частности, уборка и вывоз мусора). Тем не менее суть всего этого одна — государство предоставляет общественные блага путем финансирования за счет налогов, которые обязаны платить все граждане. Это и есть основной метод решения проблемы безбилетника.
По мнению экспертов, для России наиболее системным решением «проблемы безбилетника» представляется замена всей системы налогов, таможенных сборов, акцизов и социальных отчислений одним универсальным (обязательным для всех юридических и физических лиц) налогом на безналичные платежные транзакции (англ. — Automated Payment Transaction tax). Это решение изначально было предложено специалистом по теневой экономике, американским экономистом Эдгаром Фейге.
Суть этого налога в том, что он автоматически удерживается по одинаковой ставке с каждой денежной транзакции, а также с каждой операции по снятию наличных и их внесению на безналичный счет. По оценке специалистов, применение такой системы в России принесет множество существенных преимуществ:в частности, обеспечит максимально широкую налогооблагаемую базу, а также сделает ставку налога минимальной, его администрирование — простым и малозатратным.