Краудфандинг: с чего начать
Суть простая — если у вас есть какой-то интересный проект, но нет средств на его запуск, то вы можете попробовать привлечь финансирование со стороны. Проект может быть любым: выпуск книги, новая продуктовая линейка или наручные часы из дерева.
Нужно просто разместить свой интересный проект на платформе (в русскоязычном сегменте это Planeta или Boomstarter), прописать, какие вознаграждения и за что получат люди, которые пожертвуют энную сумму денег. Например, один художник ничего особенного не ожидал, просто выложил свой календарь с советскими красотками в стиле пин-ап. В результате он собрал чуть больше миллиона вместо ожидаемых 100 000 рублей. При этом он вмиг стал достаточно популярным иллюстратором и смог запустить другие успешные проекты.
Одна девушка несколько лет успешно собирает средства на цеха для производства крем-мёда, которые располагаются в деревне. Она превратила маленькое, забытое уральское село в развитое место, где теперь выступает с концертами группа «Чайф».
Конечно, это хотя и реальные, но всё-таки более-менее «идеальные» истории успеха, которые не так просто повторить. Но всё же большое количество проектов набирает нужную сумму или её половину. В этом случае тоже можно вывести деньги из системы с определённой комиссией.
О реальном опыте запуска проекта «с нуля», рассказала Светлана Новак, основательница Sea Marmelad
Решение о краудфандинге нами было принято довольно быстро. Мы находились на самом старте проекта, была задача с минимальным бюджетом запустить хоть какой-то маркетинг, потому что краудфандинг — это прежде всего маркетинг. Так мы сможем рассказать о себе потребителю, найти первых покупателей и протестировать идею продукта.
Готовили проект очень быстро, потому что у меня большой опыт подготовки конкурсных заявок. Описание проекта было составлено за один день: я проанализировала примерно штук десять подобных заявок и поняла, что лучше идти в сторону сторителлинга. Ещё нужно больше внимания уделить описанию вознаграждений, внимательно просчитать экономику и прописать стоимость. То есть, учесть стоимость самого продукта плюс стоимость доставки.
У нас была уверенность в своих силах, потому что это новый опыт и был азарт. Было интересно посмотреть, что из этого получится.
Особенности краудфандинга: нельзя пускать всё на самотёк и, если запустил такой проект, то нужно каждый день им заниматься, продвигать через свои личные сообщества в социальных сетях и взаимодействовать непосредственно с организаторами сборов.
Например, у Planeta очень дружественная команда, которая всячески помогает автору проекта набрать необходимое количество денег, и у них есть достаточно рабочие инструменты для продвижения.
Было использовано несколько инструментов:
Социальные сети и свой личный бэкграунд — было несколько постов в Фейсбуке, Инстаграме с призывом о помощи. Также мы искали первых клиентов и просили их приобретать продукт именно через вознаграждение на сайте.
Эти первые меры позволили дойти до первой планки, чтобы разместиться на главной страничке крауд-платформы и попасть в их рассылку. В целом, у сайта очень лояльный круг тех, кто отправляет вознаграждения, поэтому эти рассылки и появление проекта на первой страничке дают хороший результат.
Также мы принимали участие в клубе привилегий. Мы отправляли какое-то количество подарков в клубе привилегий, и его члены инвестировали в наш проект комфортную для них сумму.
Когда ты набираешь определённое количество денег, нужно отслеживать эти моменты и напоминать команде, что пора включать следующий механизм. Тогда получается всё очень эффективно. В итоге мы свои первые 100 тысяч рублей собрали.
Что нужно учесть перед запуском проекта
Попытка собрать деньги с людей, пообещав им в итоге какой-то продукт, будет успешна, если проект привлекателен для большинства. Мы собрали несколько полезных советов, которые помогут перед запуском.
- Определите цель сбора денег. В случае с Sea Marmelad у авторов проекта было желание протестировать продукт, понять, интересен ли он людям и как-то заявить о себе. Проект будет успешен, если вы хорошо представляете себе конечную цель.
- На крауд-платформах нельзя собирать деньги на что-то абстрактное, вроде «новой фотокамеры», потому что в этом случае нет никакой гарантии, что вы сможете чем-то вознаградить своих «покупателей». Фактически, краудфандинг срабатывает лучше всего, если у вас уже есть продукт, который осталось выпустить. На Planeta музыкальные группы собирают на запись альбома, но, как правило, это уже известные коллективы, которым есть, чем порадовать своих поклонников.
- Нужно очень хорошо проработать историю с вознаграждениями. Вы, по сути, предлагаете другим купить у вас что-то, поэтому товар должен быть привлекательным. Но, помимо этого, должен быть широкий спектр вознаграждений по ценам и различной ценности.
Иногда автор просто увеличивает количество экземпляров за большую цену, в то время как лучше работают уникальные предложения. Иногда вознаграждение может быть не связано напрямую с выпускаемым продуктом. Например, когда Олег Бармин собирал на выпуск своей книги, помимо неё, он предлагал в качестве вознаграждения мёд собственного производства и цветы. И даже придумал неожиданный лот — поработать личным водителем один день за 50 000 рублей. - Продумайте концепцию. Сделайте красивые картинки и напишите внятные тексты. Если не уверены в своих силах — наймите копирайтера и дизайнера на бирже. Убедитесь, что посыл проекта понятен.
- Помните: если ваш авторский проект не выстрелил, это ещё ни о чём не говорит. Бывает, что даже красивые и грамотные проекты не набирают нужную сумму. Но если вы представили свой продукт для теста аудитории, то стоит задуматься: почему он непривлекателен?
Какой бы ни был результат сборов, это определённый опыт. Как правило, у вас так или иначе уже должна быть своя лояльная аудитория, которая даст старт. Тот же Бармин потратил первый день запуска на то, чтобы обзвонить все свои контакты и презентовать им книгу. Таким образом он привлёк первые 200 тысяч рублей, что составило 20% от суммы сбора.
Нельзя назвать краудфандинг инвестированием или гарантированным способом заработка. Это скорее привлечение финансирования к своей идее, своеобразная проверка проекта на прочность. И если не получилось в первый раз — вполне возможно, получится в следующий.