После эпидемии коронавируса наше отношение к удаленной работе изменилось навсегда: стало ясно, что огромное количество задач сотрудники могут выполнять, не появляясь в офисе. В то же время стали заметны «проседающие» части работы онлайн: большие собрания и срочная работа все еще эффективнее, когда люди собраны в одном помещении. Изучим, как предпочитают работать сотрудники, рассмотрим тренды организации труда и обратим внимание на советы HR-менеджеров.

29 сентября 2023
Виктория Альбертова

Как в постковидном мире сотрудники воспринимают удаленку и офис?

Исследования ВЦИОМ показывают, что россияне стали лучше относиться к удаленной работе. Если в 2021 году на вопрос, удобно ли работать из дома, утвердительно отвечали 64% опрошенных, то по итогам 2022 года таких респондентов стало уже 82%. Возможность удаленной работы особенно ценят 25–34-летние (90%) и 35–44-летние (78%), то есть большинство трудоспособного населения.

Наиболее независимыми от офиса оказались представители IT-индустрии, среди которых 36% постоянно работают удаленно. Немного отстают представители СМИ — 35%. Сотрудники финансового сектора, такие как служащие банков и страховых компаний, занимают третье место — 23%.

Опрос за 2022 год показал, что 69% удаленщиков не скучают по коллективу. В 2021 году этот показатель был ниже — 62%. Однако всего 14% респондентов хотели бы продолжить работать удаленно. 49% предпочли бы вернуться в офис, а еще 33% — посещать его время от времени.

А как комфортнее бизнесу?

Для каждой компании уроки перехода на удаленку в 2020 году оказались разными. Но есть несколько постковидных вариантов работы, которые все чаще можно увидеть в небольших компаниях.

Полный отказ от офиса

Плюсы: экономия на аренде, возможность иметь сотрудников по всей стране (или даже миру).

Минусы: нет возможности устроить встречу с клиентами, затруднен тимбилдинг, неудобно для сотрудников-экстравертов.

Этот вариант подойдет компаниям, которые занимаются продажей чего-то нематериального, например юридических услуг или туристических поездок. Принимать клиентов вживую в таких бизнесах не нужно: «товар лицом» отлично можно изучить онлайн. А тимбилдинг с менеджерами вполне укладывается в зум-формат.

Чтобы  комфортно перейти на полностью удаленную работу, важно договориться внутри компании, что общее помещение вам больше не нужно. Возможно, стоит заменить офисные расходы бонусами сотрудникам. Как минимум нужно компенсировать отсутствие общего пространства оплатой удобной платформы для звонков.

Офис для общения с клиентами и тимбилдинга

Плюсы: остается возможность работать офлайн, можно организовать живую встречу с клиентом, место для собраний и обмена идеями.

Минусы: сохраняются расходы на аренду, идейным удаленщикам нужно будет привыкать к периодическим поездкам в офис, необходимость держать офисный персонал (менеджера, уборщицу и так далее).

Такой вариант отлично работает в бизнесах, которым важно устраивать представительские встречи с клиентами и собираться на «теплые» тимбилдинги время от времени. Зачастую речь идет о креативных индустриях (рекламных, маркетинговых и ивент-агентствах), а также о компаниях, продающих товары, которые нужно посмотреть вживую: авторскую мебель, одежду и тому подобное.

Для сотрудников есть удобство в том, что они могут выбирать между офисом и удаленкой, работая «по настроению». При этом, если вы хотите затащить убежденных удаленщиков, например разработчиков и дизайнеров, в офис на митинг или брейншторм, нужно обустраивать встречи как посиделки: заказывать пиццу и напитки, чтобы собрание выглядело более дружелюбным и «домашним».

Коворкинги и «выездной» тимбилдинг

Плюсы: экономия по сравнению с офисными расходами, не нужен дополнительный персонал, интересное времяпрепровождение для сотрудников.

Минусы: расходы все же есть, не всегда предсказуемые; для тимбилдинга нужно каждый раз подбирать новую локацию, договариваться о времени и условиях.

Альтернатива для компаний, которым хочется сэкономить на офисе, но желательно иметь помещение для офлайн-работы и деловых встреч. Этот вариант зачастую выбирают стартапы, для которых классическая аренда офиса — сроком от года, с большими штрафами за расторжение договора — это дорого и неудобно.

Арендуя места в коворкинге, можно регулировать затраты на аренду: вы оплачиваете места только тем сотрудникам, которые сейчас в штате и нужны для работы офлайн. Встречи с партнерами и клиентами можно устраивать здесь же — большинство коворкингов предоставляют в аренду и переговорные. А тимбилдинг со всей удаленной командой можно организовать, например, в кафе или загородном доме.

Что советуют HR-менеджеры

HR-менеджеры сходятся во мнении, что, какой бы вариант работы вы ни выбрали, нужно помнить о комфортной среде для сотрудников. Вот несколько советов, как организовать процесс лучше.

Разработать внутренний распорядок. Чтобы сделать работу более эффективной, нужно оформить специальные гайды — в них прописываются все роли сотрудников, взаимодействия между отделами, часы работы и так далее. Во-первых, это помогает лучше откалибровать бизнес-цели и решить, переходить ли полностью на удаленную работу или совмещать ее с гибридом. Во-вторых, так вы сможете составить своего рода FAQ для сотрудников, чтобы заранее прояснить все детали относительно условий их работы.

Гибридность и гибкость. Работа из дома помогает лучше раскрыть потенциал одних сотрудников, другие же получают вдохновение только в офисе. Оптимизация рабочего пространства может помочь улучшить рабочий процесс и тех и других. Поэтому можно предлагать сотрудникам различные варианты работы — например, два дня из дома, три в офисе или коворкинге. Кроме того, если специалист не нужен в четко определенные часы, ему можно предложить гибкое начало и окончание рабочего дня.

Забота о балансе работы и личной жизни, благополучии сотрудников. Чтобы предотвратить негативные последствия работы на удаленке, стоит чаще взаимодействовать с теми, кто работает из дома. Для этого можно использовать интерактивные платформы ( таскеры, приложения для звонков и тому подобное) и личные встречи один на один, например, в кафе.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter