С 2025 года в России заработают новые технологические мегапроекты. Предварительно в этот перечень входят «Станкостроение и робототехника», «Новые материалы и химия», «Новые медицинские технологии», «Обеспечение продовольственной безопасности», «Гражданская авиация», «Микроэлектроника», «Наука и университеты». Большинство обозначенных областей подразумевают участие малых частных компаний: именно их форма и структура позволяют идти на повышенные риски в разработке перспективных продуктов и, в случае успеха, генерировать большую прибыль в будущем.
Именно такие компании принято называть стартапами. Подавляющее большинство из них начинаются на уровне прорывных идей и концепций. Конечно, далеко не все из них попадают в рынок и становятся видными его участниками. Но некоторые из них, как правило, при грамотном подходе основателей превращаются в настоящих технологических лидеров и создают настолько успешные продукты, что они в результате меняют технологическую конъюнктуру если не всего мира, то отдельных стран как минимум. Самый яркий пример в России — «Яндекс», начинавший как интернет-поисковик и превратившийся в настоящего цифрового гиганта с капитализацией почти в 1,5 млрд рублей.
Все когда-либо существовавшие стартапы, впрочем, как и любой бизнес, объединяет одно — необходимость поиска финансирования для развития своих идей и масштабирования компаний. Важно, что сейчас в России потребность в таких проектах высока как никогда прежде. Поэтому, как показало свежее исследование Агентства инноваций Москвы, государство в прошлом году направило 90% средств на поддержку таких компаний на самых ранних стадиях развития. Теперь давайте разберемся, какие этапы инвестиций в перспективные проекты существуют, кто в них участвует и на что обычно идут вырученные средства.
Еще не начал — предпосевная стадия
Самый ранний раунд финансирования стартапов направлен на то, чтобы привлечь средства под саму идею. Средства обычно идут на то, чтобы основатель проекта смог позволить себе заниматься им в полную силу и нанять первых ключевых членов команды. На этом этапе свежая компания тестирует гипотезы, разрабатывает минимально жизнеспособный продукт (MVP — о нем мы рассказывали в отдельной статье) и готовит стратегию выхода на рынок. Чаще всего на этом этапе в проект вкладываются собственные средства, деньги от семьи и друзей, конкурсные гранты и средства от краудфандинга.
Мал, да удал — посевная стадия
Компания переходит на этот этап в момент, когда у нее уже есть минимальный продукт или его демо-версия, а также стратегия выхода на рынок и, что бывает далеко не всегда, первоначальный минимальный рост. Привлеченные в новом раунде средства обычно идут на развитие продукта и первое расширение команды, привлечение первых клиентов и официальный запуск. Участниками посевных стадий чаще всего выступают стартап-акселераторы, отдельные венчурные капиталисты или специализированные фонды — частные или государственные.
Готовимся к выходу — постпосевная стадия
Последняя из начальных стадий подразумевает, что продукт компании уже обращается на рынке, имеет договоры с первыми клиентами и соответствует собственной бизнес-модели в плане генерации первых существенных доходов. В этот момент новые инвестиции направляются на привлечение широкого круга клиентов за счет маркетинга, активных продаж и на выработку стратегии получения новых контрактов. Также некоторые стартапы используют средства этого раунда для общего повышения стоимости проекта. Участники на этом этапе обычно те же, что и на двух предыдущих.
Активный рост — стадия А
На этот раунд выходят уже состоявшиеся в общем смысле компании, у которых есть понятный рынку продукт. Но получить новые инвестиции без рабочей, а главное адаптируемой бизнес-модели, подразумевающей быстрое масштабирование бизнеса, в рамках раунда А не получится — поэтому стартаперам рекомендуют уделять особое внимание этим параметрам. Если инвестиции удается заполучить, их направляют на расширение присутствия компании на рынке. Типичные участники таких раундов — венчурные фонды и бизнес-ангелы.
Уверенное положение — стадия B
К привлечению дополнительного финансирования в рамках раунда B приступают компании с проверенными эффективными бизнес-моделями и популярными на рынке продуктами, которые занимают вполне ощутимую долю и успешно борются с конкурентами. Новые средства обычно направляют на более серьезное масштабирование бизнеса, которое может в том числе подразумевать выход на новые зарубежные рынки. Учитывая, что в целом компании на данной стадии уже лишены «детских болезней» и редко разваливаются в одночасье, сниженные показатели бизнес-рисков позволяют участвовать в этом раунде не только венчурным фондам и частным инвесторам, но и специальным фондам прямых инвестиций.
Поддерживающая терапия — стадия С и далее
Этот этап можно в целом назвать последним в цикле жизни стартапа. Вышедшие на такой уровень малые компании обычно представляют собой уже вполне зрелый бизнес, способный не только захватывать новые рынки и их двузначные доли, но и проводить сделки по покупке других стартапов. Общая капитализация таких компаний уже выводит их в лидеры по этому показателю: обычно на данном этапе они готовятся к проведению IPO. Учитывая финансовые показатели компаний на таких стадиях, он могут свободно привлекать средства даже от более консервативных финансовых институтов.