Владельцу бизнеса приходится участвовать во множестве бизнес-процессов компании: заключать сделки, направлять отчетность в госорганы, предоставлять документы в судебные инстанции. Зачастую часть этих обязанностей приходится делегировать, а для этого нужно передавать право на распоряжение. В тексте разберемся в разных видах доверенностей и в том, как минимизировать риски для компаний.

12 декабря 2022
Юлия Бинат

Когда оформляется доверенность?

Согласно действующему законодательству, передать полномочия по доверенности можно юридическому или дееспособному физическому лицу, достигшему возраста 18 лет.

Предпринимателю важно знать, что в зависимости от объема передаваемых полномочий доверенности подразделяются на три основных вида.

Генеральная доверенность. Документ, фактически передающий лицу право на совершение основного перечня действий от лица компании: управление компанией, заключение сделок, распоряжение имуществом и так далее.

Специальная доверенность. Доверенность, наделяющая лицо правом на осуществление действий от лица компании в определенных инстанциях: например, представление интересов в суде или кредитной организации, налоговом органе и так далее. Выдается сторонним юристам и др.

Разовая доверенность. Документ, передающий лицу право совершать конкретное действие от лица компании: сверку с контрагентами, получение корреспонденции или товарно-материальных ценностей и так далее. Например, такая доверенность может предоставляться сотруднику, который отправляется на встречу с контрагентом или в командировку.

Еще один важный момент связан с тем, что в отдельных случаях доверенности должны быть нотариально заверены. Это, в частности, касается:

— оформления доверенности, требующей нотариальной формы;

— доверенностей на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;

— оформления доверенности на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами (на недвижимое и движимое имущество, товарные знаки и так далее);

— передоверия прав по уже действующей доверенности (если в ней было установлено такое право);

— отзыва нотариально выданной доверенности;

— оформления доверенности на совершение действий и наделения полномочиями от имени ИП.

Проверить действительность нотариально заверенной доверенности можно, воспользовавшись сервисом Федеральной нотариальной палаты.

При оформлении доверенности в каждом конкретном случае следует прибегать к консультации квалифицированных юристов. При необходимости нотариального заверения понадобится грамотный нотариус, который проконсультирует по оформлению доверенности и о перечне документов, необходимых для ее заверения.

Предпринимателю важно понимать, что при делегировании полномочий происходит также делегирование ответственности за них, поэтому стоит серьезно отнестись к определению круга доверенных лиц.

Иногда перечень передаваемых полномочий может быть велик: их содержание слишком обширно для одной доверенности. В этом случае целесообразно будет заключить договор доверительного управления, в котором будет прописана детальная информация обо всех полномочиях, которыми доверитель наделяет доверенное лицо. Сделать это лучше, проконсультировавшись с юристом.

Что должна содержать документально оформленная доверенность?

Доверенность на передачу полномочий юридического лица может быть составлена на фирменном бланке организации с указанием следующих сведений:

— номер доверенности;

— дата выдачи и место;

— наименование компании или ИП, ФИО и должность руководителя в соответствии с учредительными документами, наделяющего определенными полномочиями;

— ФИО, должность, паспортные данные, адрес регистрации того лица, на кого оформляется документ;

— перечень полномочий, которыми наделяется лицо, — этому разделу стоит посвятить время, чтобы прописать передаваемые полномочия детально и ничего не упустить;

— срок действия доверенности — если его не указать, считается, что такой документ действует 1 год;

— право передоверия — есть или нет;

— подписи лиц: первая — того, кто выдал доверенность, вторая — того, кто получил по ней право на осуществление определенных полномочий.

Если юридическое лицо в соответствии с учредительными документами имеет печать, ее оттиск ставится на доверенности. Запрещено использовать факсимильные автографы: на документе должны быть только оригинальные подписи лиц, в противном случае доверенность недействительна.

Где взять бланки для оформления доверенностей?

Единого унифицированного бланка доверенности не существует. Это объясняется прежде всего тем, что встречаются самые разные случаи, когда нужно оформление документа, а перечень передаваемых полномочий в каждом конкретном случае разный.

Шаблоны, которые возможно использовать для разработки бланка доверенности, могут быть взяты из информационных правовых систем («Консультант», «Гарант», «Система Юрист» и др.) — их великое множество, с возможностью доработки под каждый конкретный случай.

Если случай, требующий документального оформления доверенности, специфичен, не стоит экономить на консультации юриста: в этом вопросе цена ошибки может быть слишком высокой.

Нередко госорганы размещают на своих сайтах шаблоны определенных видов доверенностей, которые понадобятся представителям компаний для решения вопросов, связанных с деятельностью этих ведомств. Рекомендуем проверить официальный сайт институции, перед тем как планировать поход к чиновникам. 

Можно ли отозвать доверенность?

В любое время выданную доверенность можно отозвать, а лицо, получившее полномочия, может лишиться их или добровольно от них отказаться (ст. 188 ГК РФ). Для этого в случае оформления ранее письменной доверенности следует в письменной форме уведомить доверенное лицо об отмене этого документа. При этом основания для отмены могут быть самые разные, и предприниматель не обязан будет их раскрывать.

Отмена ранее выданной нотариально заверенной доверенности производится также по личному обращению к нотариусу или дистанционно, с помощью сервиса Федеральной нотариальной палаты. Кстати, найти информацию об отмене такой доверенности также можно там.

Когда документ прекращает свое действие?

Законом установлены случаи, когда ранее оформленная доверенность прекращает свое действие. Об этом стоит помнить и вовремя переоформлять или отменять такие документы.

Так, доверенность прекращает действовать в случаях:

— истечения срока действия;

— отзыва доверенности;

— смерти или признания недееспособным лица, выдавшего документ;

— смерти лица, которому выдана доверенность;

— введения в отношении лица, выдавшего документ, процедуры банкротства (он утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности);

— прекращения деятельности юридического лица или ИП.

Помимо этого, ГК РФ установлена обязанность доверенного лица после прекращения действия доверенности вернуть ее доверителю (п. 3 ст. 189 ГК РФ).

Таким образом, предприниматель в случае необходимости делегировать полномочия может самостоятельно или с помощью юристов оформить доверенность лицу или лицам, на которых он может положиться в вопросах, связанных с его бизнесом. Не стоит относиться к делу оформления таких документов халатно, иначе это может обернуться неприятностями в судебных инстанциях и признанием сделок недействительными. Опасно вовремя не отзывать доверенности у бывших сотрудников компании: известны случаи злоупотреблений, совершаемых уволенными сотрудниками, чьи доверенности никто не отменил. Точно не стоит экономить на юридической помощи: цена ошибки может быть намного дороже гонорара специалисту.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter