Соблюдение правил делового общения и этикета помогает не только с уверенностью продвигаться по карьерной лестнице, но и заслужить доверие целого коллектива. В статье расскажем про самые важные из этих правил и о том, почему их лучше соблюдать.

26 декабря 2024
Юлия Бинат

Для достижения поставленных целей руководители и сотрудники выполняют бесчисленное число задач и контролируют бизнес-процессы, при необходимости взаимодействуя с живыми людьми — клиентами, партнерами, коллегами, контролерами. Чтобы быть продуктивными и добиваться наилучших результатов, современным специалистам необходимо владеть навыками успешной коммуникации: ведения переговоров, деловой переписки, проведения видеоконференций. Так, например, деловые переговоры будут успешными, если ответственный сотрудник умеет поддерживать вежливый диалог и производит приятное первое впечатление. Для этого ему необходимо знать и соблюдать правила делового этикета — о них и поговорим далее.

Что такое деловой этикет и чем он полезен?

Деловой этикет — это нормы и правила, которые должен соблюдать специалист в деловой сфере. Так, он должен руководствоваться ими при общении с клиентами по телефону, на рабочем совещании, в переписке с госорганами, т. е. абсолютно везде. Знание и следование общепринятым нормам поведения помогает:

  • заручиться доверием и уважением в коллективе;
  • формировать имидж;
  • добиваться поставленных целей в переговорах;
  • находить решения в спорных ситуациях и конфликтах, форс-мажорах;
  • достигать результатов в общем.

Для того чтобы производить на людей приятное впечатление и вызывать доверие, специалисту важно придерживаться данных правил в любой ситуации, а не время от времени.

Важно отметить, что деловой этикет — это не только о личном подходе сотрудника к выполнению обязанностей, но и о его ценностных ориентирах. Пунктуальный, ответственный и компетентный сотрудник всегда будет на хорошем счету у руководства, а его уважительность, тактичность и вежливость высоко оценят коллеги и клиенты.

Современные компании стремятся быть клиентоориентированными и находить индивидуальный подход, выстраивая с партнерами долгосрочные отношения. Предприниматели все чаще требуют от своих сотрудников соблюдения правил делового этикета и делают их неотъемлемой частью корпоративной культуры. Такой подход основан на уважении к людям и их ценностям, то есть с его помощью формируется положительное мнение о деловой репутации компании в целом.

Правильный имидж — это важно

Первое впечатление, которое специалист производит на окружающих, формирует его имидж. Положительный или не очень, он становится своеобразной визитной карточкой и способен влиять на восприятие конкретного человека окружающими. Так, например, систематические опоздания и неопрятный внешний вид сотрудника заставит сомневаться в его серьезном отношении к обязанностям — ему не доверят выполнение ответственных задач, даже если он опытный профессионал.

Имидж — это не только одежда и внешность, он формируется из нескольких составляющих:

  • внешний облик — одежда, прическа, макияж;
  • мимика и жесты, сопровождающие речь;
  • характер речи — тембр, манера, скорость;
  • походка и движения;
  • ценностные ориентиры и мировоззрения.

Многие специалисты отмечали, что в общении немалую роль играют невербальные средства коммуникации — мимика, жесты и движения говорящего. Так, например, американский психолог Альберт Меграбян выразил мнение, что только 7% информации в разговоре между людьми передается словами, 38% — с помощью интонаций голоса и 55% — невербально.

Таким образом, для формирования положительного делового имиджа следует придерживаться этих правил:

  • поддерживать опрятный внешний облик и соблюдать правила дресс-кода;
  • контролировать манеру речи;
  • следить за мимикой и жестами.

Стоит отметить, что эмоции в деловом общении допустимы, но они должны быть уместными и сдержанными.

Базовые правила делового этикета — какие они?

Стоит отметить, что деловой этикет насчитывает великое множество правил, применимых для различных случаев: деловых переговоров, кофе-брейков и бизнес-ланчей, видеоконференций и встречи делегаций. Тем не менее существуют основные правила, обязательные к исполнению на работе. Вот они.

  1. Вежливое обращение к окружающим. Слова приветствия и прощания, «спасибо», «пожалуйста» — все они должны присутствовать в речи, так как помогают произвести на собеседника хорошее впечатление, продемонстрировать открытость к диалогу и даже сгладить острые углы в беседе.
  2. Обращение по имени и отчеству. Важно не допускать фамильярности в общении и уважительно обращаться к коллегам и руководителям.
  3. Пунктуальность в деловой сфере — неотъемлемый элемент имиджа, который высоко ценится в коллективе.
  4. Соблюдение правил субординации. Общение с руководителями основано на соблюдении личных границ и должностной иерархии, которые недопустимо нарушать. Так, например, не стоит занимать место руководителя или брать первое слово на совещании.
  5. В любой ситуации необходимо следить за культурой речи. В деловом общении следует использовать профессиональные термины, однако они должны быть понятны собеседникам.
  6. Окружающие высоко оценят умение слушать. В диалоге не стоит перебивать собеседника: уточняющие вопросы всегда можно задать после.
  7. Тактичность в общении с коллективом. Иногда умение промолчать в нужной ситуации не менее ценно, чем говорить.
  8. Соблюдение коммерческой тайны. Рабочим сведениям и тайне деловой переписки нет места за пределами компании — недопустимо разглашать и обсуждать их с друзьями и родственниками.
  9. Уважение к традициям, обычаям и культуре других стран. Это правило особенно актуально в деловых командировках и совещаниях с представителями из других стран, когда важно произвести приятное впечатление и расположить их для ведения переговоров.
  10. Ранняя подготовка к важным событиям — переговорам, видеоконференциям и деловым встречам. Небрежное отношение и откладывание в долгий ящик способны сорвать не одно мероприятие и подорвать уважение окружающих. Так, например, перед началом видеоконференции важно заранее проверить оборудование, продумать план выступления и подготовиться к вопросам участников.

Таким образом, в деловой сфере важно сформировать и поддерживать положительный имидж, и тогда он будет работать на сотрудника. Для этого необходимо соблюдать правила делового этикета и с уважением относиться к окружающим.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter